Номер 26 (1558), 9.09.2021

ВОСЕМЬ ДНЕЙ ПОД ЗНАКОМ КИНО

Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ) в этом году был самым скромным из всех предшествующих. Общая мировая ситуация сказалась и на отечественных финансовых возможностях. Тем не менее в рамках фестиваля, помимо показа фильмов, прошло несколько интересных событий, с которыми мы и знакомим тех, кому не довелось побывать на этом форуме. Начало см. "Порто-франко" от 2 сентября с. г.

КАК РОЖДАЮТСЯ СЮЖЕТЫ

Национальная премьера фильма "С завязанными глазами" растрогала зрителей и получила благодарные комментарии во время обсуждения.

"Все началось с того, что моя знакомая рассказала о своей ситуации. А, когда я начал писать сценарий, то понял, что очень многие девушки вынуждены следовать правилам, которые навязало им общество", — рассказал режиссер фильма Тарас Дронь.

Более того, он рискнул предположить, что его картина — это "современная интерпретация "Заповiта" Тараса Шевченко". Заявление смелое; ставить себя фактически в один ряд с национальным гением решится не каждый. Но не преждевременно ли?

Постановщик фильма Национальной конкурсной программы "Соперник" Маркус Ленц был более скромен. Ни сравнивая себя ни с кем из корифеев, он просто поделился концепцией своей картины.

"Это очень простая история, — рассказал режиссер. — Мальчик хочет жить со своей матерью, а обстоятельства ему не позволяют. Поэтому он становится "бойцом" за свою жизнь".

По мнению исполнительницы главной женской роли Марии Бруни, это история о взрослении. Главные герои фильма взрослеют в ходе развития сюжета.

Большой интерес вызвал фильм в жанре фантастики "Простор" режиссера Дмитрия Томашпольского, поскольку он снимался в условиях изоляции во время карантина.

Как рассказал режиссер, уже на третий день карантина в марте 2020 года его осенила идея снять фильм — игровой, фантастический, полнометражный. Актеры были приглашены благодаря объявлению на Фейсбуке. Главным условием для съемок было то, что актеры должны были находиться исключительно на изоляции и выполнять каждый день новое задание. В конце трех месяцев съемок было получено семьсот часов материала.

Продюсер ленты Алена Демьяненко призналась, что эта история дала возможность создателям фильма прожить год без ощущения, поскольку все это время они снимали кино.

Член жюри ОМКФ Эли Граппе, представляя свой фильм "Ольга", рассказал, что сюжет основан на реальных событиях. Героиня картины, 15-летняя украинская гимнастка, которая могла уехать из Украины в то время, когда ее мать-журналистка освещала события Евромайдана.

"В картину вошло много реальных историй, — сказал постановщик. Моя работа заключалась в том, чтобы вплести эти истории в сюжет и передать драму через образ главной героини".

Лента получила приз сообщества писателей и композиторов SACD — за лучший сценарий Каннской недели критики.

Правда, как оказалось, собственно о гимнастике режиссер имеет крайне слабое представление. Его страшно удивил вопрос, почему героиню картины — украинскую спортсменку — он назвал именем, которое во всем мире ассоциируется с гимнасткой из Белоруссии Ольгой Корбут. Эли объяснил это тем, что ему просто имя Ольга для его слуха звучит "очень экзотично".

А ДЕНЬГИ — ВСЕГДА ВПЕРЕДИ

Кинопроизводство — сфера весьма и весьма затратная. Потому неудивительно, что на ОМКФ большое внимание уделяется финансам.

Проблемы проката фильмов обсуждали в первый день работы Летнего Кинорынка.

"Кинопрокат — это именно та сфера, которая больше всего пострадала во время карантина", — сообщила исполнительный директор ОМКФ Анна Мачух.

Тем не менее она настроена оптимистично: "Несмотря на трудности и вызовы, с которыми столкнулась индустрия, мы уверены, что кинопрокат будет и дальше существовать. Ведь именно он дает те ощущения, которые ни один онлайн-просмотр не сможет подарить зрителю".

Финансовая тема была продолжена в ходе Летней киношколы. Там прошла дискуссия о сотрудничестве продюсера и режиссера в дебютном кино. Максим Наконечный, киевский режиссер одесского происхождения, назвал сотрудничество постановщиков и продюсеров "браком из-за любви, где самое важное — умение договариваться".

Своего рода иллюстрацией этого тезиса стал мастер-класс, который провела продюсер Полина Толмачева.

"Первое правило успешного маркетинга, — считает она, — это понимание того, что именно вы снимаете. Каков жанр фильма, какова его тематика. Может показаться, что это очень просто, но это не так. Треть зрителей обычно выбирают фильм по жанру и тематике — потому что люди предпочитают эмоции.

Также важно договариваться с потенциальными "послами" фильма. Люди очень прислушиваются к тому, что говорят другие. И я очень советую, особенно когда речь идет об авторском кино, искать таких "послов", которые будут о нем рассказывать".

МУЗЫКА И "КОТИКИ"

Два интересных мастер-класса прошли в рамках Летней киношколы: "Музыка в кино" и "Визуальное решение фильма".

Для композитора Антона Байбакова идеальный вариант, когда режиссер, заказывая музыку в своей картине, рассказывает ему о своих чувствах, об атмосфере или других вещах, которые он видит в своем кино, а не просит: возьми гитарку и сыграй здесь пару аккордов.

"Конкретика чаще портит мое вдохновение", — считает композитор.

Другому автору музыки, Никите Моисееву, нравится переход от реальной игры музыканта в кадре до медленной игры за кадром.

В качестве примера он приводит сцену из фильма "Пианистка", где героиня идет по улице, за кадром звучит сюита Баха, а затем она играет — продолжает ту же композицию на семейном концерте.

Оператор Сергей Стеценко признался, что во время съемки фильма "Наши Котики" референсом для создателей была известная картина "Голый пистолет".

Чтобы было понятно, что имел в виду оператор, приведем ссылку из Википедии: "Референс (англ. reference — справка, сноска) — вспомогательное изображение: рисунок или фотография, которые художник или дизайнер изучает перед работой, чтобы точнее передать детали, получить дополнительную информацию, идеи. Референсом могут быть фотографии человека в различных позах, фотографии только рук или иных частей тела, необходимые для изучения и отрисовки анатомии. В сфере компьютерной графики референс используются как примерное представление того, что хотелось бы видеть или попытка предоставить собеседнику на чужих примерах свое представление. Референсы часто используют и современные художники для своих проектов. Обычно в них входят: полное изображение персонажа, некоторые характерные особенности, описание размеров, текстовые комментарии некоторых объектов и т. д.

Впрочем, уточняет Сергей Стеценко, "это был не четкий референс, а скорее желание сделать такой жанр. Также шла работа с психологами, чтобы показать, насколько нужен юмор на войне".

Еще оператор объяснил разницу между документальным и художественным фильмом. Она заключается в том, что в документальной работе часто невозможно контролировать происходящие события, и сразу следует реагировать — придумать эпизод. По его мнению, в документальном кино работать сложнее, чем в игровом, потому что часто надо принимать быстрые решения, от которых зависит и то, что зритель видит на экране.

(Продолжение следует.)


Материалы полосы подготовил Андрей РАЙКОВ.