Номер 25 (1270), 10.07.2015
В трех выставочных залах одесского Музея западного и восточного искусства (Пушкинская, 9) расположилась персональная выставка Сергея Папроцкого, посвященная 150-летию художественного училища имени М. Грекова и 60-летнему юбилею автора.
Абстрактная живопись, оснащенная лаконичными философскими названиями-состояниями (например, "Отсутствие мотивации", "Композиция в холодной гамме", "Ритмы вертикали", серия "Формирование знака"), представлена 60 холстами, многие из которых доработаны по фактуре (прошнурованы, дополнены элементами коллажа, покрыты слоем шероховатой фузы, собранной с палитр учеников, которых Сергей Петрович пестует в "Грековке"). Охвачен последний этап творчества длиною в 10 лет со всеми исканиями в области знака, формы, цвета. Аристократичность живописных решений обусловлена во многом древним и славным происхождением автора - хоть Папроцкий, не в пример многим самозваным псевдодворянам, и не кичится предками, а все же кровь и воспитание - великая сила. Студентам с ним очень повезло и в профессиональном плане, и в человеческом.
"Освобождение от правил, освобождение от формализма, от господства линейки и циркуля, но в первую очередь - освобождение свободно струящегося цвета от доктринёрских законов формы" - выведенная Карлом Рубергом формула абстрактных экспрессионистов середины XX века стала девизом экспозиции. "Освобождение от правил" - неожиданный, казалось бы, девиз для художника-педагога. Однако пришедшие на выставку учителя студенты дружно выказывали восторженное отношение к наставнику, который, прежде, чем освободить, правилам их все же научил.
Сергей Петрович Папроцкий в 1955 году родился в Одессе, в 1976-м окончил художественно-графический факультет ОГПИ имени К. Д. Ушинского, работал в Одесском производственно-художественном комбинате. С 1996 года - заместитель директора ОХУ имени М. Б. Грекова, сегодня - преподаватель-методист этого учебного заведения. Провел более 20 персональных выставок, был участником многих международных симпозиумов и пленэров (Украина, Молдова, Гагаузия, Словения). Произведения художника находятся в собраниях Одесского художественного музея, Музея современного искусства Одессы, Украинского музея современного искусства (Киев), Белгород-Днестровского краеведческого музея, Музея современной графики (Дьер, Венгрия), Музея современного русского искусства (Джерси-сити, Нью-Йорк, США). Что впереди? Не будем загадывать, пожелаем успеха!
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.