Номер 22 (1366), 23.06.2017

И ЧЕРТИ ПЛЯШУТ, И БОГ ЖИВЕТ

Когда говорят, что для артиста внешность не так уж и важна, это не более чем лукавство. Зрителям во все времена хочется видеть на сцене и на экране и красавиц, и красавцев. Не секрет же, что именно красотой главной героини удерживается внимание сериальной аудитории.

К счастью, и красотой, и талантом в полной мере обладает одна из ведущих актрис нашего Украинского театра Нинель Наточая. Впору заподозрить, что ей ведомы какие-то секреты сохранения яркой внешности...


- Особых секретов каких-то нет, конечно, ухаживаю за собой, но к салонным процедурам не прибегаю, - улыбается Нинель. - Думаю, основной секрет красоты - умение радоваться. Вот как дети радуются - учусь у них. Радуюсь общению с близкими и дорогими людьми. Думаю, в основном это гены.

Одна бабушка актрисы в 70 лет задорно била чечетку, другая в таком же возрасте легко становилась на "мостик", да еще и поднимала губами с пола монетку. Бабушка Женя, мамина мама (та самая, что танцевала), при этом курила, пряталась с папиросой от детей. Дело в том, что в молодости она отсидела в Сибири "за колоски", как многие в те голодные послевоенные годы. В знак того, что она невиновна, в тюрьме зашила себе губы шелковой ниткой... Вот такой характер! Бабушка Женя прекрасно готовила, пекла, причем печь в доме сложила сама, для этого впервые села за руль и привезла кирпичи.

- Добрая, веселая, с обостренным чувством справедливости, бабушку все обожали или побаивались, а вот маму безоговорочно любили, - вспоминает Нинель. - Корни у нашей семьи, насколько я знаю, украинские, русские и польские, а правильно моя фамилия пишется: Наточий. Невозможно было объяснить паспортистке, что она не склоняется, и в результате я была зарегистрирована в "женском" варианте - Наточая. В то время модным было имя Инна, и на семейном совете было решено мне его дать, но, к счастью, папа пошел регистрировать меня, и с именем решил по-своему, назвал в честь мамы.

АКТРИСА, И ТОЛЬКО АКТРИСА!

Без самодисциплины в театре невозможно, признается актриса. Артист обязан всегда быть в форме, а если с ним что-то приключилось, то зритель в зале не должен этого заметить. Из-за слабого иммунитета Нинель может всю зиму проходить с температурой, но сцена лечит, недуги и бытовые неурядицы остаются за кулисами. Есть зритель, есть партнеры, есть роль. Есть, слава Богу, прекрасная память, позволяющая сходу запоминать большие тексты, в школе для Нинели никогда не было проблемой выучить стихотворение, и зубрить не приходилось.

- Я из поселка городского типа Николаевка Днепропетровской области, там театров по условию не было. Правда, был хороший Дом культуры, самодеятельность, хоры - детский и взрослый, кружки... Зато по телевизору часто показывали телеспектакли хороших театров - МХАТ, Театр Моссовета. Помню, приехали мы с подругой к ее бабушке летом в деревню, а та не понимала, как можно не идти на речку, а смотреть "Лебединое озеро": "Ця дытына здорова?". После восьмого класса я решительно была настроена забрать документы из школы и поступать в театральное училище. Родные меня не поняли, мама видела меня в будущем педагогом, бабушка мечтала, что в семье наконец появится врач. Но все зря. Характер у меня был, как у многих в нашей семье, норовистый, мне бы чуть-чуть маминой мягкости добавить, но тогда именно характер позволил настоять на своем и поступить в Днепропетровское театральное училище.

Я росла деревенским ребенком, но только в плане убрать и приготовить еду, на огороде я обгораю за полчаса и сваливаюсь с высокой температурой. О том, чтобы зарезать курицу, и речи быть не может. Детство закончилось в 15 лет, когда умерла моя мама, ей было всего 34. С этого момента я считала, что должна хоть как-то заменить маму своему 12-летнему брату, стала опекать его, и до сих пор он остается самым близким мне человеком. В жизни мне повезло - боженька послал мне названную маму - маму моей подруги. У меня есть моя одесская большая, любящая и любимая семья, и моя днепропетровская семья, а вместе это такая сила и поддержка друг друга. Так что я очень счастливый человек.

Моими педагогами в училище стали Зоя Федоровна Селенкова, Владимир Александрович Божко и Виталий Иннокентьевич Ковалевский, которые говорили с нами об актерской энергетике, о театре представления и театре переживания. Сквозное действие, профессиональный разбор пьесы вплоть до архитектуры, моды и музыки конкретной эпохи - все это в нас вкладывали. А вот к чему я не была готова, так это к закулисной жизни, к субординации в театре. Первое время меня, наивную, постоянно улыбающуюся, звали в коллективе "солнышком театра". Потом на "солнышко" набежали тучки, а все потому, что не на всякую провокацию надо реагировать, и если режиссер интересуется у труппы, почему "эта сцена не идет", нужно промолчать, это не аудитория, это уже театр...

САМОГО ЧЕРТА ПОКОРИЛА

Нинель Наточая переиграла много классического украинского и зарубежного репертуара и летом прошлого года стала участницей антрепризного спектакля "Пять звезд" вместе с Жанной Эппле и Анфисой Чеховой. Работа в этом проекте дала ей очень многое, как любой актрисе, ей хочется побольше съемок и спектаклей. Во время репетиций Жанна и Анфиса недоумевали, почему Нинель "звучит" так громко, но когда пришло время выйти на сцену Театра музкомедии, признали необходимость звучать погромче, зал-то большой... В спектакле Нинель играет действующую (пока) жену любвеобильного медиамагната, яркую и роскошную красотку, скрывающую за эпатажным поведением глубокую личную драму. Режиссер Дмитрий Чирипюк ввел такую мизансцену: в момент ярости героиня разрывает на стройной ноге колготки, не щадя маникюра, и всем вокруг страшно, ведь именно так этой пантере хотелось бы вцепиться в глотку соперницы...

А на родной сцене зачастую приходится играть в постановках полумистического толка, например, в "Украинском Декамероне", где она играет... Чуму, или "Шинкарке", где в польку Касю влюбляется сам нечистый. Никаких суеверий, обычная работа!

- С Касей история отдельная. Люблю эту роль. Вроде играю простую женщину. Шинкарку. А сколько ночей бессонных провела, размышляя, какой же у этой женщины характер, что сам черт в нее влюбился и под ее кроватью готов век коротать. Повезло с подругой-филологом. И о гетевской Маргарите говорили, и о булгаковской. О Софии - женской мудрости Сковороды. Кася - собирательный образ, в ней одной заключено много женщин, но сильней всего земное начало, с понятной, житейской мудростью она. В женщине и черти пляшут, и Бог живет! И ведь когда Яша Кучеревский играет черта, он чертом не становится. Он остается артистом, играющим черта. И его ухаживания Касе, конечно, приятны, это знаки внимания, но все-таки такой детский сад, когда ей стирать надо, а он ее на лодочке катает, на качельках... Она его уже насквозь видит, дуралея, а любит-то своего жениха-цирюльника и понимает, что с ним останется, - улыбается актриса.

НАШЕ ВРЕМЯ НЕ ДЛЯ ЛЮБВИ НА СЦЕНЕ

К сожалению, замечает Нинель, мелодрам сегодня практически не ставят, либо трагедии, либо какие-то фарсовые истории. Режиссеров беспокоит происходящее вокруг, они стараются остаться философами, им кажется, что в непростое время нужно выпускать как можно более мрачные постановки.

- Влад Троицкий, Клим - хорошие провокаторы, но они предлагают актерам пропускать переживания через себя, через свое сердце, - говорит Нинель. - Рада, что публика перестала быть всеядной, бездумно аплодировать антрепризам, несколько знаменитостей, занятых в спектакле, уже не служат оправданием низкому уровню. На нашей сцене в девяностых были соревнования культуристов и показы мод (это не самое плохое), никто же не понимал, что происходит, и как это все будет дальше. В публике можно было встретить так называемых "братков", тут главное - как себя поставишь. Реагировать нужно достаточно жестко, спокойно, уверенно. Параллельно с театром я работала в клубах с танцевальным шоу Бориса Борисова. Деньги зарабатывала и радовалась, что могу материально помочь семье, отправить деньги, какую-то одежду младшему брату. Ситуации были разные. С моим характером зачастую непростые. Но, слава Богу, без последствий. Бандиты девяностых жили еще понятиями, воровской честью, в этом мире были свои законы. Не помню случая, чтобы во время так называемых разборок страдало мирное население. И милиция знала, куда следует поехать, чтобы ограбленной женщине вынесли ее кошелек или золото (такие случаи были с моими знакомыми). Сегодня мы видим даже не возврат девяностых, это пугающий рост беспредельной преступности.

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК НЕ ПРОБЛЕМА ДЛЯ ОДЕССКОГО ЗРИТЕЛЯ

Не всегда залы в театре имени Васылько были полны, но переломить ситуацию помогла репертуарная политика, основанная на высокой постановочной культуре.

- Думаю, в определенный момент театр стал альтернативой ночным клубам, разгульная жизнь обществу уже приелась, - размышляет Нинель. - Зритель захотел большего, и театр стал растить своего зрителя. Это какая-то взаимная ответственность, и обе стороны в данном процессе должны быть на уровне! В нашем театре много лет практикуется сотрудничество с приглашенными режиссерами - Гедрюс Мацкявичюс, Дмитрий Богомазов, Влад Троицкий, Юрий Одинокий, Андрей Бакиров, Татьяна Борисова. Для театра это сотрудничество выразилось в ярком, разнообразном репертуаре, сильных, иногда спорных постановках. Для нас, актеров, это было не менее важно. Мы видели разные режиссерские решения, знакомились с оригинальными мировоззрениями, новыми приемами, формами. Скажем так, расширяли свое представление о театре и игре. И сами росли. О нашем театре всегда говорят, как о театре с сильной труппой. Это заслуга прежде всего художественного руководителя Игоря Николаевича Равицкого. Он по крупицам собирал актеров в театр. Заинтересовывал работой. Удерживал в те самые 1990-е годы. Он ставил свои спектакли и одновременно отыскивал интересных режиссеров, приглашал их на постановки. Игорь Николаевич пригласил в театр меня. Я считаю его своим театральным отцом. С 1990-х театр изменился, так же как и изменилась наша жизнь. Театр современен. Классические пьесы звучат в современном прочтении, имеют современную форму. Даже старые спектакли порой приобретают новый современный смысл, продиктованный самой жизнью. Современный театр - это театр с современным мышлением. Театр живет, развивается по законам современного мира. Поэтому он остается актуальным. Дорогим и важным для нас, актеров, но прежде всего для публики.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.