Номер 17 (1262), 15.05.2015
Память об ушедшем из жизни человеке может выражаться и в самом возвышенном - в звуках музыки. Камерная концертная программа, которую исполнили студенты и преподаватели Училища искусств и культуры имени К. Ф. Данькевича в Малом зале своего учебного заведения, была посвящена памяти известного украинского художника Мирослава Кульчицкого, скоропостижно скончавшегося в феврале. В день концерта ему исполнилось бы всего 45 лет.
Мама Мирослава, преподаватель-методист кафедры камерного ансамбля училища Виктория Кульчицкая, весь учебный год готовила программу со студентами, а когда случилась беда, и у коллег прошел первый шок, ей предложили в день рождения сына устроить юбилейный концерт. И пусть среди выученных студентами произведений не оказалось любимых Мирославом Стравинского и Хиндемита, хотелось верить, что там, где он сейчас, ему приятно такое музыкальное приношение.
Избрав стезю художника и куратора, деятеля современного искусства, благодаря семейному окружению и постоянному самообразованию Мирослав Кульчицкий разбирался в музыке, возможно, лучше иных выпускников консерватории. При желании он мог бы стать блестящим музыковедом. Но ему было мало просто изучать музыку и слушать ее; он стремился изобретать, и к ряду своих видеоинсталляций с большим вкусом подбирал саундтреки. Одну из знаковых работ начала нулевых, "Сердце Лагерфельда", Мирослав озвучил... биением своего сердца, словно оживляя таким образом известный модный бренд, вернуть ему первоначальное значение, то есть имя дизайнера. Эту музыку больше всего на свете хотели бы теперь услышать все, кто его знал и любил.
Перед собравшимися выступали выпускники училища, бывшие ученики Виктории Сергеевны, а также четверокурсницы Арина Доровских, Ольга Сердюченко, Лолита Ованесова (все - фортепиано) и Алена Волкова (скрипка), концертмейстеры - первая скрипка квартета "Гармонии мира", Наталья Литвинова (скрипка) и преподаватель струнного отделения Екатерина Сербина (виолончель).
Светлая память, грустная тема... Открыло программу из произведений, выдержанных в духе романтизма, "Элегическое трио" Сергея Рахманинова, далее звучали фрагменты из "Патетического трио" Михаила Глинки, раннего трио Клода Дебюсси, первая часть до-минорного трио Феликса Мендельсона-Бартольди и другие произведения. Наверное, Мирославу понравилось бы более всего трио Арно Бабаджаняна, ведь музыку двадцатого века он очень ценил и любил. В июне Музей современного искусства Одессы, куратором которого он был, проведет в Киеве масштабную выставку, посвященную памяти Мирослава Кульчицкого. Вероятно, будут и другие знаки признательной памяти - так происходит, когда уходят люди, которых невозможно заменить, уникальные творческие личности.
Виолетта СКЛЯР.
На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:
звучит "Элегическое трио" Рахманинова.