Номер 11 (807), 24.03.2006

ДЕВЯТЬСОТ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ БОМЖЕЙ

"МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ", "ДОМА И СТЕНЫ ПОМОГАЮТ", "ВОТ ДОМ, А ВОТ ПОРОГ" – можно было бы привести еще не одну поговорку о ДОМЕ, о КРОВЕ над головой, но ни в одной из этих поговорок и пословиц нет ничего, что говорило бы о том, как, какими путями люди теряют свое пристанище, освященное пропиской ли, регистрацией, или государственными бумагами со штампами и печатями, и становятся теми, кто в быту и милицейских протоколах именуются бомжами. Кров над головой можно пропить, проиграть, прошляпить, попав в руки мошенников, потерять при закладе в случае неудачного бизнеса, быть лишенным жилья насильно бандитами или милыми родственничками... Словом, путей много. Но не совсем обычен путь, по которому могут стать бомжами 900 членов Одесского межобластного отделения Национального Союза театральных деятелей. Межобластного – так как отделение объединяет служителей Мельпомены Одесской, Херсонской, Николаевской и Кировоградской областей.

Поставим чисто риторический вопрос: кто несет духовность массам? Испокон веку носителями духовности, сеятелями этого невидимого, но необходимого, как кислород, ингредиента жизни были религия и искусство. Более того, религия всегда искала поддержки у искусства – архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и у... театра (достаточно вспомнить рождественские феерии, украинские рождественские вертепы и т.д.). Искусство тоже часто питалось религиозными образами. Конечно, не все и не всегда в искусстве было угодно церкви (из самых ярких примеров: гонения Паганини, анафема Льву Толстому). Но в целом церковь если и не пользовалась плодами искусства, то мирно сосуществовала с ним рядом. Во всяком случае христианской морали нетерпимость не присуща.

Но перейдем к существу дела. Те, кто регулярно читают нашу газету, возможно, помнят из прошлогодней публикации ("Как-то не по-христиански"), что помещения по ул. Пастера, 62, с 1988 г. занимал Союз театральных деятелей (до того там находился кукольный театр, который был отселен в связи с аварийным состоянием здания); что именно СТД при финансовой помощи государства своими руками провел в этом здании большие ремонтные работы (фундамент, подвалы, коммуникации, стены, крыша, окна и т. д.). Помещения пришлось расчищать от нечистот и мусора, оставленных в них бомжами в период бесхозности здания.

Примерно, к этому времени Одесский Дом актера, бывший средоточием театральной мысли и жизни, оказался сданным на 49 лет в аренду частным структурам. Так что вся театральная жизнь (выход на сцену это лишь ее видимая часть) перешла на Пастера, 62.

Но вот в 1998 г. руководство СТД из газеты случайно узнает, что решением Малиновского райсуда здание по Пастера, 62, которое они считали своим ДОМОМ, передано общине пресвитерианской церкви на основании того, что в этом здании до 1914 года находилась реформатская церковь (здание по заказу немецкой общины построено по проекту архитектора Бернардацци). В прошлогодней статье такое основание ставилось под вопрос, но об этом мы снова скажем чуть ниже, а сейчас хотелось бы поговорить о том, о чем не было сказано в предыдущем материале, поднять вопрос, на который лишь сейчас удалось получить четкий ответ. Почему руководство СТД не подало апелляционную жалобу, узнав, что помещение, которое Союз арендовал у государства (что подтверждается рядом разрешительных документов и счетов по оплате аренды) вдруг отдано (без ведома и участия Союза в судебном процессе) религиозной общине? Ответ заключен в самой постановке вопроса. К тому времени, когда руководство Союза узнало о судебном решении, все сроки для подачи апелляционной жалобы были пропущены. И руководству Союза ничего больше не оставалось, как вступать в мирные переговоры с появившимися только через месяц новыми хозяевами (не потому ли через месяц, чтобы, не дай Бог, Союз не успел подать жалобу?)

Однако неясным остается следующее. Почему не подало апелляции на решение суда государство в лице управления по охране культурного наследия? Речь ведь шла о здании, относящемся к памятникам архитектуры, а, как известно, памятники архитектуры не подлежат передаче в собственность. Исключение составляют культовые здания, отобранные у прихожан после 1917 года. Но, как мы уже видим, данное здание с 1914 года перестало функционировать как церковь. Об этом мы писали прошлым летом, так же как и о том, что по заключению экспертов Академии наук пресвитерианская община американской линии вообще не является правопреемницей европейских реформатов.

Кроме того, заключая договор об аренде с государством, Союз был вправе рассчитывать на выполнение договорных обязательств и со стороны государства. И что же, Союз не только не был поставлен в известность о происходящем хотя как заинтересованное, т.н. третье лицо, должен был бы участвовать в суде, но государство в лице Управления по охране культурного наследия даже не попыталось отстаивать интересы свои и своих арендаторов, подав апелляционную жалобу на решение суда. Короче говоря, СТД "кинули" во всех смыслах этого слова, хотя именно усилиям и затратам СТД (Союз вложил немало и своих средств) здание по Пастера, 62, было спасено от полного разрушения. При этом в договоре аренды было оговорено, что кроме арендной платы на Союзе лежат обязанности сохранения здания как памятника архитектуры, что Союз также выполнял неукоснительно.

Напоминаем, как дальше развивались события. СТД было предложено переехать в совершенно неприемлемое для работы творческого союза помещение (бывшая коммунальная квартира в жилом доме на высоком последнем этаже). Союз, проявив инициативу, сам подыскал подходящее помещение по соседству, на Пастера, 60 (бывший матросский клуб). По заключенному в марте 1999 г. дополнительному соглашению община должна была помочь Союзу в приведении этого помещения в порядок и в переезде. Определенные шаги в этом отношении общиной были сделаны. Проплачен проект ремонтных работ, очистка и вывоз мусора из здания, короче говоря, община приняла участие в выполнении черновых работ. И от государства поступали дважды деньги (500 и 361 тысяча гривен). Но дальше дело застопорилось. Дело в том, что и это здание относится к памятникам архитектуры, так что косметическим ремонтом в нем не обойтись, залипухой, как говорят в Одессе, не отделаться, нужны реставрационные работы, на которые у Союза нет денег, а ни община, ни государство больше денег не дают. Почему больше не помогает община – это вопрос отдельный, а вот почему не помогает государство, объясняется не только общей тенденцией отношения к культуре, но и "невезухой" СТД. Дело в том, что на сегодня не определен хозяин здания. На него претендует город, но так как здание на учете у областного Управления охраны культурного наследия, то и область. А пока "пани деруться у холопiв чуби трещать".

Мы уже писали, что вполне корректные по началу отношения СТД и общины перешли в конфликты. Община обвиняет Союз в неуплате коммунальных платежей. На этом основании у СТД еще летом 2005 г. были отрезаны свет и вода (летнюю жару помнят все). Более того, без света, воды и тепла Союз остался на всю жестокую зиму этого года.

Руководство СТД располагает платежными документами, из которых видно, что до поры до времени Союз оплачивал все коммунальные услуги, при том не только за себя, но и за общину. Все закончилось, когда община перезаключила договор с коммунальщиками на себя. Таким образом, СТД потерял право на оплату. Община счета Союзу не выставляла. Те деньги, которые Союз переводил общине в качестве арендной оплаты, возвращались непринятыми, так что в конце концов Союз через нотариуса перевел их в депозитарий государства. Такая ситуация и дала общине предлог лишить СТД коммунальных удобств. Это не только не по-христиански, это вообще нецивилизованный метод выяснения конфликта. Вместо обращения в суд – кусачки и автогенный аппарат. По этому вопросу 15 февраля в хозяйственный суд обратился Союз. Суд постановил: подключить СТД к благам цивилизации, но община не спешит этого делать. Они подают апелляцию, в которой требуют не только отменить решение суда, но еще и взыскать с СТД более трех тысяч гривен судебных издержек.

В начале статьи мы писали о том, что нетерпимость не свойственна христианской морали. Но в данном случае речь идет просто о терпении, которым надо было бы запастись членам общины, чтобы, мирно сосуществуя, дождаться того момента, когда СТД сможет въехать в новое помещение в соответствии с одним из пунктов дополнительного соглашения 1999 г.

Такое отношение к тем, кому община обязана сохранением здания, странно, тем более странно, когда посмотришь на некоторый расклад цифр. Общине, которая на момент злополучного суда 1998 г., насчитывала всего 13 членов, отдают помещение площадью 1422,2 кв. метра (напомним, число членов Союза – 900 человек). Сразу общине было отдано приблизительно 1000 кв. метров. Постепенно СТД уступало все новые и новые помещения. Сейчас СТД занимает 6 небольших комнат (в одной из них прекрасная и столь необходимая театральным деятелям библиотека) и не очень большой зал. Общая площадь помещений 300 кв. метров, полезная – 250 кв. метров, то есть намного меньше одной четверти всей площади здания. Помещения СТД расположены компактно на первом этаже, имеют отдельный вход (со двора). Так что жалобы общины на помехи со стороны Союза, носящие антирелигиозный характер, несправедливы, если не сказать смехотворны.

Впрочем, жалоба общины на СТД, поданная в хозяйственный суд, который состоялся 2 марта 2006 г., включала только пункты о неуплате коммунальных услуг и "нежелании" освободить помещения. Присутствующий на суде юрист Управления по охране культурного наследия подтвердил невозможность переезда и пребывания в здании по ул. Пастера, 60, до окончания там ремонтно-восстановительных работ.

Чем кончится тяжба, сказать пока трудно. Суд отложен на 23 марта – востребован ряд дополнительных документов с обеих сторон.

Окажутся ли на улице 900 членов СТД вместе со своим скарбом, библиотекой и неосуществленными планами (международный театральный фестиваль "Интертеатр-2005" был сорван), или суд, взяв на себя христианскую миссию, вынесет какое-то справедливое решение, сказать трудно. Поживем – увидим.

Елена КОЛТУНОВА.