Номер 10 (1304), 18.03.2016

ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ - КРУГЛЫЕ СУТКИ

В Музее западного и восточного искусства - выставка серии цветных ксилографий Тойохара Кунитика "24 часа из жизни женщины". На самом деле, как выяснилось в беседе со старшим научным сотрудником ОМЗВИ Сергеем Ильиным, название можно перевести и по-иному: "24 часа из жизни гейши".

В этих гравюрах художник создает образ идеальной женщины, которая отличается прекрасными манерами, умеет поддержать изысканную беседу, музицировать и танцевать, разбирается в искусстве икебаны и чайной церемонии.


Оказывается, жизнь гейши далеко не проста и не сладка - то в час ночи беседы о театре веди, то в восемь утра искусство икебаны осваивай (а в четыре, между прочим, клиента пришлось ожидать, а в семь заново макияж накладывать, когда спать, непонятно). Все расписано - от шитья, чая и уроков английского до игры на кото и сямисэне, а между делом еще и кормление ребенка (а как же без этого?). Наряды красавиц в исполнении Кунитика - подлинное произведение искусства. Художник вырисовывает узоры на кимоно, шпильки и гребни высоких причесок, подчеркивая, что обитательницы "веселых кварталов" являлись идеалом красоты, они были законодательницами моды на прически, кимоно, веера и другие аксессуары обольстительной женственности.

Свежесть и яркость красок заведующая отделом Востока Татьяна Балановская объясняет тем, что в 1890-е годы, открыв для себя европейские анилиновые красители, японские художники очень ими увлеклись, приспособив для своих нужд даже самые ядовитые расцветки. Тойохара Кунитика использовал красители немецкого производства. Данная серия гравюр на дереве в стиле укиё-э была приобретена музеем в 1947 году у вдовы профессора Шевелева наряду с другими образцами жанра (их еще предстоит должным образом изучить и систематизировать), но она была представлена всего 23 работами, одной не хватало. К счастью, недостающий "час" удалось приобрести позднее. Работы редкие, ведь с одной (как правило, грушевой) доски можно было сделать не более сотни оттисков. Впервые серия показана целиком! Век девятнадцатый в японском искусстве ознаменован интересом к повседневному городскому быту. В малоценные гравюры часто заворачивали товар подороже вроде керамики и статуэток, так Европа открыла для себя обаяние японской композиции с ее изысканной асимметрией. Это оказало большое влияние на европейских художников, в первую очередь на французских импрессионистов.

Что касается автора гравюр, по слухам, у него было сорок жен, и он не менее ста раз менял место жительства. А родился в 1835 году, прожил большую жизнь, уйдя из нее в 1900-м, и в качестве псевдонима воспользовался двумя первыми иероглифами имен своих учителей Тика-нобу и Куни-сада, получилось: Кунитика. Оставил после себя впечатляющие пейзажи, но более всего увлекался жанром "бидзин-га", то есть портретами красавиц. Использовал европейскую перспективу, за что прослыл в определенных кругах при жизни губителем японской ксилографии. Творчеству мастера посвятила обстоятельную статью сотрудник ОМЗВИ Ирина Барсученко, со статьей можно ознакомиться в выставочном пространстве. Но самое удивительное, конечно, это неутомимость гейш, которым, судя по всему, удавалось круглосуточно выглядеть идеально, да еще и совершенствоваться в изящных искусствах...

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.