Номер 09 (1498), 12.03.2020
Главное управление ГНС в Одесской области информирует, что пунктом 44.1 статьи 44 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) установлена обязанность налогоплательщиков вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.
Также налогоплательщики обязаны, в частности, обеспечить хранение документов, определенных пунктом 44.1 статьи 44 Кодекса, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, на протяжении не менее чем 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредоставления — исходя из предусмотренного Кодексом предельного срока представления такой отчетности (пункт 44.3 статьи 44 Кодекса).
Законом Украины от 06 июля 1995 года № 265/ 95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (далее — Закон № 265) определены правовые основы применения регистраторов расчетных операций (далее — РРО) в сфере торговли, общественного питания и услуг. Действие его распространяется на всех субъектов хозяйствования, их хозяйственные единицы и представителей (уполномоченных лиц) субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме.
Согласно статье 2 Закона № 265 расчетный документ — документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ и т. п.), что подтверждает факт продажи (возврата) товаров, предоставление услуг, получение (возврат) средств, купли-продажи иностранной валюты, напечатанный в случаях, предусмотренных этим Законом, и зарегистрированным в установленном порядке регистратором расчетных операций или заполненный вручную.
Итак, квитанция платежного терминала (копия такой квитанции) не является расчетным документом в понимании Закона № 265.
Общие основы функционирования платежных систем и систем расчетов в Украине, понятие и общий порядок проведения перевода средств в пределах Украины установлены Законом Украины от 05 апреля 2001 года № 2346-III "О платежных системах и переводе средств в Украине" (далее — Закон № 2346).
Так, статьей 1 Закона № 2346 определены сроки и понятия, которые применяются при осуществлении расчетов и переводе средств, в частности:
— документ по операции с применением электронных платежных средств — документ, который подтверждает выполнение операции с использованием электронного платежного средства, на основании которого формируются соответствующие документы на перевод или зачисляются средства на счета (пункт 1.5 статьи 1 Закона № 2346);
— электронное платежное средство — платежный инструмент, который предоставляет его держателю возможность с помощью платежного устройства получить информацию о надлежащих держателю средствах и инициировать их перевод (пункт 1.14 статьи 1 Закона № 2346).
— платежный терминал — электронное устройство, предназначенное для инициирования перевода со счета, в том числе выдачи денежной наличности, получение справочной информации и распечатки документа по операции с применением электронного платежного средства (пункт 1.321 ст. 1 Закона № 2346).
Также Национальным банком Украины на запрос ГНС предоставлено разъяснение (письмо от 28.11.2019 № 57-0007/62082) относительно порядка осуществления с использованием электронных платежных средств (далее — ЭПС).
Учитывая положения Закона № 2346 и в соответствии с указанным письмом НБУ, ЭПС является инструментом доступа к счету, который используется для инициирования перевода средств со счета плательщика или с соответствующего счета банка, в частности для оплаты стоимости товаров и услуг. При этом инициирование перевода с помощью ЭПС должно оформляться соответствующими документами по операциям с применением ЭПС (квитанция платежного терминала).
Т. е. квитанция платежного терминала лишь подтверждает инициирование перевода средств со счета держателя ЭПС, а не факт продажи товара (получение услуг), поэтому квитанция платежного терминала не является расчетным документом в понимании Закона № 265.
Таким образом ГНС и НБУ имеют одинаковую позицию относительно возможности отнесения квитанции платежного терминала (копии такой квитанции) к расчетному документу в понимании Закона № 265.
Учитывая изложенное, ГНС сообщает, что копия квитанции платежного терминала не является первичным документом в понимании пункта 44.1 Кодекса, а потому на сегодня отсутствует обязанность хранения такой копии на протяжении срока, установленного пунктом 44.3 статьи 44 Кодекса.
Просим субъектов хозяйствования принять информацию к сведению и использовать при осуществлении хозяйственной деятельности.
Главное управление ГНС в Одесской области.