Номер 2 (1247), 23.01.2015

ТЕЛЕТЕАТР ТАТЬЯНЫ ЗАХАРЯН

С театром Татьяна рассталась в одночасье и без сожаления. Хотя провела в нем без малого десять лет. Но юные иллюзии, когда сцена кажется райским местом, а зрительские аплодисменты звучат в ушах блаженным сигналом, исчезли, а "служение музам" превратилось в рутинную работу. Добро бы были еще интересные постановки и яркие роли; так нет. А тянуть лямку в искусстве - дело малоприятное.

К счастью, было к тому времени куда уйти.


Как-то в театр пришла известная тележурналистка Светлана Храмова - искала дикторов. Выбрала трех актрис, в число которых попала и наша героиня. Но в тот день, когда нужно было пройти, как теперь говорят, кастинг, на студию пришла одна Татьяна. Смеясь, она вспоминает теперь, что надела "невероятно высокие каблуки" (которые по дороге благополучно сломались), поскольку полагала, что будут снимать в полный рост. Но ее усадили за стол, дали два листика с текстом. Память у актеров тренированная, так что выучить содержимое листиков не составило труда. Записалась и ушла. Поскольку никто ничего не сказал, решила, что испытание провалила. Но на следующий день ей позвонили в панике: почему не пришла на съемку?! Оказалось, что проба прошла удачно, запись поставили в эфир, вот только новоиспеченного диктора забыли об этом предупредить...

Вот так актриса Украинского театра Татьяна Захарян стала сперва диктором, а потом и журналистом телекомпании РИАК.

- Неужели за без малого двадцать лет не возникало желания вернуться в театр? - задаю этот вопрос, прекрасно зная, что сцена для актера - самый сильный из всех имеющихся на свете наркотиков, а бывших актеров, как известно, не бывает.

- Никогда! - отрезает моя собеседница. - Скорее посуду пойду мыть, чем вернусь в театр.

Даже несмотря на то, что в один совсем не прекрасный летний день 2013 года весь коллектив РИАКа был поставлен перед фактом: или пишите заявление об увольнении "по собственному желанию", или "испортят трудовую книжку". На канале сменилось руководство, и за несколько часов всех старых сотрудников, что называется, выбросили на улицу.

- Это была катастрофа, - вспоминает Татьяна Захарян, - ощущение, будто тебя убили. Естественно, сразу замолчал телефон. Еще вчера ты была всем нужна, а сегодня - вакуум. Я никогда этого не забуду.

К счастью, мир не без добрых людей. Сначала авторскую программу Т. Захарян "В мире здоровья" поддержало руководство телекомпании "Круг", а затем заместитель генерального директора областного госТВ Снежана Мереуца пригласила ее на работу.

"Зарплата даже рядом не стояла", - грустно шутит Татьяна, но это реальное дело, работа, без которой наша героиня просто не мыслит себя.

Хотя откровенно признается, что поначалу, когда поступило такое предложение, сомневалась: все-таки, как профессионал, адекватно оценивает свое умение, и уже очень велика была разница в материальном эквиваленте. Но матушка Серафима, к которой Татьяна часто в сложных ситуациях обращается за советом, сказала четко: "Вы должны идти работать!"... И уже год Татьяна Захарян трудится в областной государственной телерадиокомпании...

Но я все-таки не оставляю тему театра. Что ни говорите, а разница между актером и диктором - огромная. На сцене можно создать множество образов, самых разных, а кого играет диктор или телеведущий? Самого себя? Не скучно из года в год пребывать в одном и том же образе?

- Нисколько, - отвечает Татьяна Захарян. - Вспомните, что в советское время даже в дикторы брали людей с актерским образованием. Которые способны были создать образ умного, знающего, понимающего человека - собеседника для миллионов. Это тоже ОБРАЗ! И текст есть - не заученный раз и навсегда, а каждый день новый и разный по содержанию.

- Может, это и смешно, - признается моя собеседница, - но, ведя на РИАКе программу новостей, ловила себя на том, что люблю каждую букву в тексте, который надо прочесть. Стул люблю, на котором сижу, стол, телесуфлер, гостей в студии. А как без этого?! В жизни можно обойтись без любви, в работе - нет.

- Интересное признание, но все-таки можно подробнее: как стул полюбить?

- А я в нем уверена, понимаю, что он меня не подведет. В отличие от людей...

- Ну тогда давайте перейдем к людям... Телеведущему приходится беседовать с множеством самых разных людей. И к каждому следует "подобрать свой ключик", чтобы разговор получился интересным и содержательным. Зачастую этих людей видишь в первый и последний раз в жизни. Так вот: как найти этот самый "золотой ключик" к уму и сердцу собеседника?

- А у меня хорошая интуиция. Я наблюдаю, как гость входит в студию, как здоровается, как снимает верхнюю одежду, как держит мобильный телефон... Как он (она) причесаны, наконец... И мне этого достаточно, чтобы понять, что это за человек передом мною и как с ним себя вести. Не говоря уже о том, что до эфира стараюсь собрать о своем собеседнике максимум полезных сведений. Вот почему не было еще случая, чтобы мои эфирные гости чем-то особым меня удивили.

Азбучные вроде истины, но как часто доводится сталкиваться с тем, что многие молодые тележурналисты практически не готовятся к эфирам, непонятно на что рассчитывая. Отсюда - скукота и неинформативность их передач. И еще одна беда журналистской молодежи - отсутствие интереса к человеку, стремления понять, что стоит за тем или иным его поступком. Конечно, есть и у нас талантливая поросль (не случайно немало молодых одесситов вполне успешно проявляет себя на центральных телеканалах), но слишком уж много в нашей журналистике людей случайных, выбравших профессию не по зову души, а исходя из престижности...

А ведь именно ЧЕЛОВЕК и есть самое главное, самое важное и самое интересное в нашей профессии. И понимание этого, стремление понять то, что движет людьми в их поведении и поступках и есть то, что отличает настоящего профессионала.

Возможно, кто-то из читателей помнит сюжет из недавней избирательной кампании, когда на одном из одесских участков поймали студента, грубо говоря, за 200 гривен продавшего свой голос.

- И вот бежит за этим парнем журналист и допытывается: "Почему вы это сделали?", - рассказывает Татьяна. - А мне хотелось спросить у этого самого настырного журналиста: "А ты что - никогда не голодал? И почему не бежишь к тем, кто подкупает избирателей?!"

Другое видение, другое понимание, другое чувствование...

Нет, что ни говорите, а в журналистику нужно приходить, имея достаточно серьезный жизненный опыт. Тогда есть шанс пребывать в профессии долго и успешно. Пример Татьяны Захарян - лишнее тому подтверждение. Как и награды - орден Святой Равноапостольной Ольги, "Золотая медаль украинской журналистики", Знак отличия Министерства внутренних дел Украины.

А что же театр? Да никуда он не делся. Ведь каждый выход в эфир - это тоже своего рода спектакль. Где есть и текст, и мизансцены, и зрители... Разве что площадка другая.

Александр ГАЛЯС.