Номер 09 (1541), 8.04.2021

МУЗЕЙНЫЕ СОКРОВИЩА

Хотя музеи временно закрыты, Интернет позволяет музейным работникам делиться с народом коллекционными сокровищами. Так, к примеру, поступает Одесский музей западного и восточного искусства. Предлагаем нашим читателям познакомиться с двумя примечательными картинами вкупе с историей их создания.

"Портрет Марии Луизы Бурбонской"

Автор портрета Хуан Карреньо де Миранда — испанский художник эпохи барокко, яркий представитель мадридской школы живописи второй половины 17-го века, талантливый ученик и последователь великого Диего Веласкеса.

Художник родился в 1614 г. в Астурии, на севере Испании. Он рано начал проявлять способности к живописи. После переезда в Мадрид на его работы обратили внимание сановные заказчики, но главная удача молодого художника состояла в том, что он был замечен самим Диего Веласкесом, который пользовался абсолютным авторитетом. Именно благодаря протекции великого живописца Хуан получает заказ от испанской королевской семьи, а после смерти Веласкеса в 1671 году становится главным придворным живописцем при дворе Карлоса II, последнего короля Испании из династии Габсбургов.

На портрете, который находится в одесском музее, изображена Мария Луиза Бурбонская, королева Испании и супруга Карлоса II. Она была дочерью герцога Орлеанского, родного брата Людовика XIV. В возрасте 17 лет по политическим соображениям ее выдали замуж за Карлоса II, который не только не отличался образованностью и живостью ума, но и всю жизнь страдал от различных болезней.

Этот брак нельзя назвать счастливым. Несмотря на привязанность короля, испанский двор невзлюбил жизнерадостную француженку. К тому же, в связи с крайней болезненностью Карлоса II, наследник так и не родился. Королева умерла в возрасте 27 лет.

Портрет из коллекции музея является практически документальным изображением испанской королевы. На темном фоне — фигура молодой женщины. Ее густые черные волосы двумя косами спускаются на хрупкие белоснежные плечи. Придворный портретист правдиво передал немного неправильные черты лица, которые полностью искупаются умным и проницательным взглядом. Создавая портрет Марии Луизы, художник сумел почувствовать ее доброту и беззащитность. Он словно уловил печать трагической судьбы на лице своей модели.

Особенно привлекает наряд королевы. То внимание, которое мастер уделяет передаче переливов шелка и парчи, мерцанию золота и драгоценностей, свидетельствует об использовании приемов Ван Дейка и Рубенса. Такой эффект достигается легкими ударами кисти по холсту, что создает тонкую и гармоничную иллюзию мерцания.

Этот портрет поступил в коллекцию музея из собрания Евгения Буковецкого — известного художника, представителя южнорусской школы живописи и коллекционера. Вполне вероятно, что эта картина является эскизом к парадному портрету в полный рост, который находится в Гваделупском монастыре (Испания). Однако одесская картина — это вполне самостоятельное произведение. Глубокий подход к раскрытию характера модели, равно как и живописное решение, основанное на открытиях Веласкеса, ставит настоящую работу в ряд с лучшими реалистическими портретами ХVII века, которые находятся в Украине.

"Овцы"

Автор этой картины — бельгийский художник Эжен Вербукховен — был живописцем, скульптором, гравером и литографом, но в историю европейского искусства XIX века он вошел прежде всего как анималист. Большинство его картин — это прекрасные пейзажи с изображениями животных.


Художник родился в Варнетоне (Западная Фландрия) в семье скульптора, выполнял мелкую пластику для фарфоровых мануфактур, и первые профессиональные навыки получил у отца. В 1815 г. семья переехала в Гент, где Эжен поступил в местную Академию художеств, в класс скульптора А. Воитурона. Самый важный этап его обучения — это занятия в Антверпенской Школе живописи, у профессора Б. Оменганка.

Этот мастер остался верен традициям голландского и фламандского пейзажа XIX в. Под его влиянием молодой скульптор решил посвятить себя живописи. У своего учителя Вербукховен заимствовал формулу, которой будет следовать в своем творчестве всю жизнь: идеальный рисунок и идиллическое видение природы.

За свою долгую жизнь художник создал огромное количество картин, каждая из которых говорит зрителю о любви их автора к природе и о тщательном изучении мира животных, причем животных домашних, живущих рядом с человеком. Эти картины с изображением овец, лошадей, собак принесут Э. Вербукховену мировую славу, пополнят коллекции всех ведущих музеев Европы и США, будут охотно раскупаться коллекционерами.

Э. Вербукховен был одним из самых популярных бельгийских художников в России, где ему присвоили почетное звание за выдающиеся заслуги в области искусства. Картина "Овцы" типична для творчества художника. Она замечательна точной и аккуратной обработкой всех деталей, уважительным отношением не только к миру животных, но и ко всей природе в целом. Интересно, что Эжен Вербукховен сам готовил краски, как это делали старые мастера. Так, синий пигмент он получал путем измельчения лазурита, который применял для изображения неба.

Отметим, что "Овцы" были переданы в 1949 г. в Одессу из Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Подготовил Андрей РАЙКОВ по материалам Музея западного и восточного искусства.