Номер 14 (1454), 18.04.2019

МОЁ ОДЕССКОЕ ДЕТСТВО

Продолжаем публикацию воспоминаний известного одесского музыканта, режиссера, продюсера, основателя и художественного руководителя Международного фестиваля-конкурса юных талантов "Звёздочка" Александра СТЕПАНОВА. Начало см. "Порто-франко" от 4 и 11 апреля с. г.


КРУИЗ

После триумфального турне по молочным фермам Одесской области с организованной нами летней агитбригадой мы вернулись к занятиям на втором курсе консерватории. Но жажда творчества не утихала... Даже совсем наоборот. И вдруг новое приключение - круиз!

Молодым поколениям читателей следует разъяснить, что в те давние времена (шел 1979 год) в Одессе был флот. Пассажирские лайнеры от нашего морвокзала отправлялись во многие порты мира. Особенной популярностью пользовался маршрут Одесса - Батуми с заходами в Севастополь, Ялту, Феодосию, Сухуми. Каждый день ты проводил в новом городе, узнавал его достопримечательности: в Ялте - Ботанический сад и завод массандровских вин, в Севастополе - музей-панораму обороны города, в Феодосии - галерею Айвазовского, в Сухуми - обезьяний питомник, в Батуми - дельфинарий. Это днем. А вечером - отправление к новым для нас городам вдоль живописных берегов Крыма и Кавказа под ослепительно яркими звездами на южном небе...

Так вот, в эти круизы для развлечения туристов приглашали музыкантов и артистов, которые в шутку называли эту Крымско-Кавказскую линию "крымско-калымской". В обязанности входили два выступления: первое - в вечер отправления из Одессы, второе - на обратном пути. За это артист получал бесплатный проезд, питание в ресторане с обильным, разнообразным и изысканным меню и отдых все остальное время недельного круиза. В нашу концертную программу входили номера в исполнении артистов оперетты (Эмиль Силин, Семён Файер и Адель Ветрова), а мы давали "музыкальные вставки" - дуэты для скрипки и виолончели (Бах, Бетховен, Глиэр, Шуберт). Это путешествие на уютном теплоходе "Аджария" окончательно решило нашу судьбу... Через год мы с Катюшей повторили романтический круиз на "Аджарии", но уже не как артисты, а в статусе молодоженов.

Комментарий Екатерины Степановой
(Кати Добренко):

Саша опустил целый год, а он был очень интересным. Мы решили пожениться. Нужны были деньги для семейной жизни, но прежде всего - на свадебное путешествие. У Саши не было отца, он жил с мамой и бабушкой материально довольно непросто. И мы устроились на работу руководителями вокально-инструментальных ансамблей на джутовую фабрику (была такая в Одессе на Второй Заставе). Саша должен был организовать мужской ВИА (вокально-инструментальный ансамбль), а я - девичий. У меня был богатый опыт работы в профессиональном коллективе, но сейчас предстояло научить далеких от музыки молодых рабочих и работниц фабрики. Так вот, в процессе мы с Сашей довольно прилично и сами овладели игрой на барабанах, на гитарах (бас и ритм) и на клавишных.

Постепенно в ансамбли стали вливаться старшеклассники из соседней школы, они учились легче и быстрее. Дело пошло. В то время постоянно проходили какие-то конкурсы политической песни. Пели про войну, про комсомол, про рабочее утро, а отдушиной были обработки народных песен, которые мы также освоили. Наши коллективы стали побеждать в конкурсах, и однажды нас наградили поездкой в Москву. Летели на самолете, жили в новеньком тогда олимпийском гостиничном комплексе "Измайлово". Такое ощущение было, что в коммунизм попали: в магазинах все было, и это все можно было купить!

Ансамбль мальчиков назывался "Темп", а девочек - "Ассоль". Девчонки так поднаторели, что легко исполняли довольно техничные вещи. Я помню удивление коллег, когда услышали песню "Позвони мне, позвони" - слаженно, в бешеном темпе, со сложными сбивками на ударных. И пели все в голосах, 3 голоса как минимум. А ребята играли "Машину времени", битлов и Сантану.

Прошли годы, мы с нашими девочками до сих пор в теплых отношениях. Счастья вам, девчонки!

ФИЗКУЛЬТУРА
(опять Екатерина Степанова)

Мои отношения с физкультурой были всегда непростыми. Началось с того, что в первом классе (я не "столярик", в школе училась в Севастополе) учитель сказал, что я бегаю "как танк". Меня это сравнение не вдохновило, бегать быстрее я не стала, даже наоборот. Потом пошли брусья, канат, козлы и кони. Все было мимо, но козел мне нравился, правда когда я шла на разбег, одноклассники прятались. В школе у меня были все пятерки, кроме физкультуры. Ставили из жалости четверку.

Потом я поступила в Одесское музыкальное училище. По "физре" у нас была Бедрицкая (фамилия точно соответствовала фигуре). Ее наша музыка не волновала, мы были все "дефекты", а зачеты надо было сдавать. Помню, у нас был зачет по плаванию. Надо было проплыть от пирса к пирсу, кажется, на Ланжероне. Для меня это не было проблемой. Но помню Леву Маркуса, он почему-то плавать не умел. Лева мне тихонько говорит: "Катя, посмотри, похоже, что я плыву?", а сам ногами идет по дну. Но руками и головой так старается! Бедрицкая сделала вид, что верит, зачет поставила. Но почти все, кто собирался поступать в консерваторию, чтобы не испортить себе диплом плохой оценкой, переходили в "группу здоровья". В том числе и я.

И вот консерватория. Наконец-то я себя почувствовала равной, ибо вокруг были такие же. Мне наконец понравилась "физра"! Мне нравился наш преподаватель Гарик. Он адекватно нас оценивал и не нервничал. Наверное, он даже нас любил по-своему. На его уроках было настроение "телячья радость", на которую Гарик реагировал коронной фразой: "Детский сад надел панамы". Мы с удовольствием бегали, кое-кто даже добегал до финиша. Очень любили играть в баскетбол, особенно если на уроке был Янек Розенцвайг. Янек был способный к занятиям спортом - один мог противостоять целой команде, а то и двум. Он твердо знал, что надо забросить мяч в корзину. Заполучив мяч, Янек крепко прижимал его к груди, сливаясь с ним в одно целое, и, не передавая никому, отчаянно продвигался к намеченной цели. Отчаянно, потому что все пытались у него отобрать мяч, но не тут-то было! Янек проявлял чудеса изобретательности, ибо поймать его старалась не только команда соперников, но и свои.

- Янек, отдай мяч, мы все простим! - кричали все.

Он никого не слышал. Когда уже ничего не мог сделать, падал, но мяч оставался крепко прижатым к груди - выцарапать его было невозможно. Тут от смеха падали уже все игроки. Недавно видела Янека на Трассе здоровья с велосипедом в модных спортивных штанах. Порадовалась.

Гарик предложил мне записаться в секцию баскетбола - как раз набиралась женская команда. Вскоре в команде появилась Таня Верди, мы подружились. У меня рост средний, а вот Таня - ого-го! Ей стоило стать на цыпочки и поднять руку - мяч можно было спокойно положить в корзину. Тренер был не консерваторский, он как-то мужественно нас терпел. На тренировках мы отрабатывали отдельные элементы, я прилично забрасывала мяч в корзину. Недавно с внуком во время прогулки попробовала забросить - нормально! Попала! Помнят руки! Но, если честно, я отрабатывала отдельные моменты, а в игре мяча боялась. Это еще со времени учебы в музучилище. Мой лучший друг Лева Маркус умел играть в баскетбол, ходил на тренировки. И как-то приходит с раздутой черной губой - кто-то мячом попал. Что это был за ужас! А то по пальцу заехали. В общем, я старалась к мячу не приближаться и в руки не брать - от греха подальше.

Не успели мы вникнуть во все тонкости этой увлекательной игры, как нас отправили на соревнования в Кишинев. На первой же игре - шок. Судья свистел и что-то размахивал руками. Мы смотрели на него широко раскрытыми, красиво накрашенными глазами - что такое? Оказывается, эти его махи что-то означали, что-то мы должны были делать... или не делать... мы не понимали. Ой, стыдно было ...

А иногда вместо любимого Гарика был другой преподаватель с двусмысленной фамилией Лобко. Физкультура была на стадионе завода "Краян", недалеко от Чумки, на первой паре в субботу. Мало кто мог не опоздать. И он всем опоздавшим ставил н/б. Помню, как вокалист Сережа Красных, тоже опоздавший на пару, не хотел соглашаться с этим н/б. Они как будто соревновались, кто кого перенудит. До-о-о-олго беседовали. Это ж надо было Сереге такое железное терпение иметь! В итоге всем удалили эти злополучные н/б.

А на летних каникулах мы отдыхали в спортивно-оздоровительном лагере "Романтика". И однажды отдыхающие с нами в одной смене ребята устроили бунт против раннего подъема и обязательной физзарядки. А мы с Сашей как раз любили зарядку. Мы еще дополнительно устраивали себе мучения - после обеда, в самое пекло, когда все радостно спали, мы из Черноморки вдоль моря, как "нормальные герои, которые идут в обход", прорываясь через различные заграждения, шагали до 10-й станции Большого Фонтана. И потом обратно.

Но в этом бунте мы выступили со всеми. Устроили театрализованное спортивное шоу...

Дети, родители, бабушки и дедушки, занимайтесь физкультурой! Это полезно.

АРМИЯ...
ИЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ

Отзвучали финальные аккорды выпускного консерваторского экзамена (у меня виолончельный концерт Дворжака, а у Катюши - концерт Чайковского для скрипки). Наступил день распределения. Предлагались очень "заманчивые" варианты: музыкальная школа в селе Степанчиково или Великодолинском. Но так как я еще студентом консерватории поработал в школе Столярского, а потом в ДМШ № 8, то у меня был "запрос", а Катюшу взял Михаил Водяной в Театр музкомедии, где она до восьмого месяца беременности играла в джаз-банде оперетты "Летучая мышь".

25 июня 1983 года, в день трехлетия нашей студенческой свадьбы, я был призван в ряды СА (советская армия). И началось...

Сборный пункт. Ночной поезд Одесса - Николаев, забитый доверху. Я ехал на третьей полке. В Николаеве грузовиками нас отвезли на стадион, где мы провели остаток ночи на мокрой от росы траве. Днем - жара, пекло, воды нет. Всех обрили наголо. Явились "покупатели". Нас разобрали и развезли тоже грузовиками по воинским частям. Ночью в роте учили подшиваться (воротнички, погоны), подбиваться (сапоги, каблуки) и застилаться. И только утром, впервые за три дня, дали поесть. Причем без ложек (их еще не получили).

Так началась "учебка" (в просторечии так именовалась учебная армейская часть, где солдат-новобранцев в течение полугода обучали воинской специальности или готовили к должности младшего командира). Бег в противогазах, после которого пот выливали как воду из банки, подъем переворотом на турнике, ползание по-пластунски, "вспышка справа - вспышка слева" (по этой команде следует мгновенно упасть лицом вниз, а ее умышленно давали в самом грязном месте), многочасовая строевая подготовка.

Через две недели во время принятия армейской присяги Катюша меня не узнала. Минус 10 кг, ноги в сапоги не влезают - распухли. В "обезьяннике" (место для встречи с родственниками) она плакала в дуэте с беременной женой нашего однокурсника - виолончелиста Яна Розенцвайга. Он попал в соседний полк. За фамилию по нескольку суток не вылезал из нарядов. Рассказывал: "Стою я на тумбочке (наряд по роте), хочу спать. Закрыл на секунду глаза, вдруг слышу грохот - что-то упало! Открываю глаза - а это, оказывается, я упал". Хронический недосып.

Однако мы выжили. Ноги прошли. Солдатский рецепт: на ночь йодная сетка и спать, положив ноги на спинку кровати, днем ноги держали в ледяной воде. Рекомендую. Кстати, вода из крана текла соленая, но ее все пили, несмотря на реакцию организма. К нагрузкам вскоре привык. Прошел "обкатку" танком, стрелял из всех видов оружия: пистолет, автомат, пулемет, гранатомет, пушка БМП, метал гранаты. Бегал полосу препятствий и т. д. и т. п.

В перерывах между занятиями, точнее, после всех выполненных заданий нас собирали в клубе. Намечалась, как говорили, "показуха" для высокой проверки. И вот в таких боевых условиях силами студентов "Гнесинки" (Московского музыкального училища имени Гнесиных), ГИТИСа (тоже московский театральный вуз), Одесской консерватории, которые служили тогда в Николаеве, за месяц удалось поставить спектакль в стиле "Ленкома" (Московский театр им. Ленинского комсомола) - с ВИА, драматической частью, танцами (приглашали девочек из местного культпросветучилища). Москвич Юлий Кушниров (студент знаменитой саксофонистки и педагога Маргариты Шапошниковой в "Гнесинке") специально привез аппаратуру, инструменты. Это спасло нас и в профессиональном, и в самом прямом смысле.

Осенью в "учебке" началось распределение. БОльшую часть выпускников направили в Афганистан. А мы "зависли", нас не отправили, и мы стали "личным ВИА" замполита полка. Играли концерты, танцы, свадьбы.

11 ноября 1983 года родилась моя дочь Аннушка. Мне дали короткий отпуск. Из Одессы я привез в армию виолончель. Как раз в это время полковой оркестр готовился к очень ответственной московской проверке, и мне доверили исполнить "Осеннюю песню" Чайковского на виолончели в сопровождении духового оркестра. И еще я подменил ушедшего в запой тубиста, сыграв на бас-гитаре его партию, как говорится, "с листа на память". Комиссия была в восторге. А меня в благодарность дирижер - майор Федулин - взял в оркестр на большой барабан, а по праздникам носить бунчук. Бунчук - тяжелый высоченный металлический символ оркестра. Оркестр играл разводы, построения, участвовал в учениях, в парадах, иногда были "приказные" похороны (бывали и "левые"). Шла война. Стали приходить цинковые гробы с "двухсотыми" из Афганистана. Не забуду, как однажды мы с почетным караулом несколько километров несли "афганца" от села до кладбища в страшную жару. Люди падали в обморок. Женщины в черном выли. А мы все играли, играли...

Для праздничного концерта ко дню освобождения Николаева было создано инструментальное трио: Юлик Кушниров (фортепиано), Гриша Папиш (скрипка, в "Гнесинке" учился у знаменитого скрипача и педагога Михаила Фихтенгольца, кстати одессита) и Александр Степанов (виолончель).

"Ну, солдаты на виолончелях - это все равно, что обезьяны на тракторе", - хвалили нашу "Элегию" Массне коллеги.

А еще я бегал в самоволки - в городскую библиотеку, в уникальный Дом-музей художника Верещагина, в камерный оркестр филармонии, чтоб не потерять форму...

За творческие успехи был награжден отпуском на родину к жене и дочери, а потом - досрочным "освобождением".

(Окончание следует.)