Номер 43 (1288), 13.11.2015

ФЕЛЬЕТОН

"НЕ ПЕЙ ВИНА, ГЕРТРУДА!.."

В уездном городе О. очень любили Шекспира. Особенно "Гамлета". И старались сделать так, чтобы в каждом местном театре был свой "Гамлет", утверждая, будто "Гамлетов" много не бывает. Не отставая от "старших товарищей", и местный Молодежный театр дерзнул "замахнуться на Вильяма нашего Шекспира" и предложить старшеклассникам спектакль в жанре "урок в стиле хардкор". Дабы отвлечь молодежь уездного города О. от посещения ночных клубов и заведения опасных знакомств, театралы пустили в ход самые различные приемы. Дама-режиссер С. поставила спектакль ровно с тем расчетом, как если бы удерживала дома 17-летнего сына пивом, сигаретами, друзьями и подружками. Попустительствуем в родных стенах, зато чадо на глазах!


"Не пей вина, Гертруда!" - написал Шекспир, наивно не представляя, что будет выделывать сия дамочка в спектакле Молодежного театра уездного города О. И не только она. Да что там вино! Вот Лаэрт, отправляясь в странствие, набивал сумку презервативами, Шут переводил шекспировские строки на понятный сленг "Короче, два чувака забились за землю...", Офелия щеголяла голой грудью, а Гертруда и вовсе ублажала Клавдия оральным способом (правда, Шут мельтешил на авансцене, загораживая обзор).

"Интересно, что окончив свою работу, Гертруда вытирает рот рукой и стряхивает что-то, слава Богу, не в зал и в глубину сцены. "Что там она стряхивает? - Видимо, в древнем Эльсиноре считалось греховным и небогоугодным глотать сперму", - перешептывались немногочисленные зрители... Шут вообще какой-то неотвязный, к концу представления его реально хочется отравить или заколоть, пристукнуть крышкой люка или вытолкать за кулисы, чтобы зал мог хоть ненадолго остаться с Гамлетом наедине", - писала критикесса А. о мизансцене, придуманной дамой-режиссером С.

В роли Шута подвизалась девушка, но это еще ничего, ибо женского пола оказался и стражник Марцелло, слегка обматеривший Горацио за неуместную попытку напугать в ожидании тени отца Гамлета. А милые дамочки (!) Розенкранц и Гильденстерн для развлечения скучающего в сомнениях "Быть или не быть?" Гамлета устроили травести-шоу. Переоделись в двух Мэрилин Монро, которые пели песенку из фильма "В джазе только девушки", а юбочки у них развевались, словно в фильме "Лихорадка седьмого года". Но это, конечно, просчет режиссерский. Какая Мэрилин Монро для молодежи?! Еще бы Марлен Дитрих вспомнили с песенкой про Лолу и пианолу! Вот чуть попозже появились две Кончиты Вурст, бородатые женщины, это современненько, "сто пиццот к карме", как говорят нынче молодые.

Луч света в этом темном царстве был, конечно, молодой, красивый и пластичный Гамлет. Он не особо сомневается в своем праве вершить суд и расправу над дядей, только слегка тормозит за неимением доказательств. Выясняя отношения с Гертрудой, грешной матерью своей, кричит не по Шекспиру "Мама, мама!" и усаживается на горшок, слава Богу, штанов при этом не сняв. Актеры (подневольные ж люди!) прекрасно разучили текст, аж от зубов отскакивает, запомнили многочисленные сложные мизансцены, битых два с половиной часа выдают парад аттракционов, словом, работа проведена большая, сложная. А вот кому и насколько нужная - это уже вопрос.

"Начнем с афиши - "коза", знак дьявола - уже отталкивает. Как только зазвучала музыка, захотелось уйти - это просто катастрофа! А-ля Мэрлин Мэнсон и Шекспир? Чем вы думали, товарищ режиссер?! 15+?!!! О чем вы думаете, показывая "это" 15-летним подросткам? Это в принципе показывать нельзя. Режиссера гнать метлой. Директора линчевать за то, что допустил "это" на сцену Театра юного зрителя. Если бы мой 15-летний ребенок увидел "это"... Актеров искренне жаль", - писали на театральном форуме уездного города О.

"Да, согласен, спектакль интересный, динамичный, немного затянут, минут на 20-30. Но для неокрепших умов подростков слишком... Красного цвета вокруг вас много быть не должно. Он - коварен и беспощаден. Он действует на психическое состояние человека так, что человек становится агрессивным и очень раздражительным. То же можно сказать и о музыкальном сопровождении. Как родитель, свое чадо на просмотр не пускаю. Такого достаточно льется с экранов ПК", - вторит другой участник обсуждения.

"Удивительно, что ставят такое женщины-режиссеры! Но если вспомнить, что именно Ева дала попробовать яблоко Адаму..." - продолжает тему третий.

Сторонники же нового "Гамлета" отмечали "свежие находки", которые можно обсуждать со своим ребенком "часами", призывали "продолжать". В кулуарах Молодежного театра мнения тоже разделились, но в одном все были единодушны: на сцене Драматического театра в недавней постановке "Сна в летнюю ночь" действующие лица только рассуждали об оральном сексе (не словами Шекспира, конечно), а в "Молодежке" этот самый секс худо-бедно показан. Значит, на шаг впереди!

Вот такой вот театр. Главное, чтобы не закончилось дело, как с уездными городами С. и Г., где тоже любили разнузданные зрелища, а потом удивлялись, когда с небес потекла кипящая смола. Правда, давно это было, подзабылось, видимо...

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Материалы полосы подготовила
Мария ГУДЫМА.