Номер 32 (828), 18.08.2006

ДЕТАЛИ

НЕСКОЛЬКО МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ НИКОЛАЯ ГУБЕНКО

Вскоре после ухода Н. Губенко в труппу ТЮЗа был принят 16-летний юноша, которому, в самом прямом смысле пришлось донашивать костюмы своего предшественника. Несколько лет спустя оба бывших тюзовца познакомились в Москве, и теперь они встречаются как коллеги. Ибо вторым юношей был не кто иной, как теперешний главный режиссер "Театра современной пьесы", народный артист России Иосиф Райхельгауз.

* * *

Популярный артист Борис Галкин признавался, что одно из самых сильных его впечатлений – это Николай Губенко, играющий Пугачева в спектакле Театра на Таганке. "Невероятный сгусток эмоциональной энергии, непостижимая неутомляемость в ходе всего спектакля!" – восхищался Галкин.

* * *

Вторым фильмом актера Н. Губенко стала картина "Последний жулик", снятая в Прибалтике совершенно забытым режиссером Яном Эбнером под художественным руководством Михаила Калика. Эта абсолютно авангардистская лента оглушительно провалилось в прокате, но останется в истории кино уже хотя бы потому, что в ней впервые прозвучали песни Высоцкого. Композитором был М. Таривердиев, а исполнителем – Губенко. Таким образом, именно Н. Губенко принадлежит честь первого исполнения в кино песен Высоцкого.

* * *

Мало кому известно, что Н. Губенко был первым исполнителем роли красноармейца Сухова в фильме "Белое солнце пустыни". Вот как передает эту историю Анатолий Кузнецов, которого этот образ сделал воистину легендарным.

— Замысел сценария под рабочим названием "Спасите гарем" возник у Валентина Ежова на отдыхе в Коктебеле. Андрей Михалков-Кончаловский попросил его придумать что-нибудь в восточном духе в расчете на тогдашнюю жену режиссера Наталью Аринбасарову. Ученика Ежова бакинца Рустама Ибрагимбекова приобщили к делу как знатока среднеазиатского колорита. Красноармейца Сухова играл Николай Губенко. Точнее, как мне потом говорил Ежов, "там играть ничего не надо, а надо стрелять на полсекунды раньше противника, и все". Спустя какое-то время Михалков-Кончаловский картину оставил по причинам, мне не известным, и постановку предложили Владимиру Мотылю. Он взялся с условием, что никто из прежних авторов не станет вмешиваться. Те согласились. И действительно, на съемочной площадке мы их никогда не видели.

* * *

Н. Губенко мог стать исполнителем еще одной легендарной роли – в сериале Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя".

Сценаристы братья Вайнеры были категорически против Владимира Конкина в роли Шарапова. Они предлагали отдать эту роль Евгению Герасимову или Евгению Леонову-Гладышеву. Однако Говорухин настоял на Конкине. По другой версии, его заставили взять именно этого артиста, славного только исполнением роли Павла Корчагина. Но вскоре режиссер понял, что Конкин "не тянет" и хотел передать эту роль Николаю Губенко. Но тут за Конкина вступился Высоцкий. Ему, уже почувствовавшего себя "хозяином" фильма (достоверно известно, что Высоцкий даже снял несколько эпизодов), по всей видимости, совершенно не улыбалась перспектива получить равного, а то и превосходящего партнера, да еще и режиссера. А жаль, ибо дуэт (дуэль!) Высоцкий – Губенко мог подарить блестящие актерские решения.

* * *

Режиссер Г. Данелия долго искал исполнителя главной роли в фильме "А слезы капали". На нее пробовалась, как выражается Данелия, "вся актерская сборная Советского Союза" – Леонид Куравлев, Станислав Любшин и многие другие, в том числе Николай Губенко. Но в результате постановщик остановился на Олеге Басилашвили.

* * *

Фильм "Подранки" был продан в несколько зарубежных стран. Но при этом пришлось изменить его название на "Сироты войны". Прокатчики утверждали, что иначе бы заграничные зрители не поняли смысла слова в первоначальном варианте названия фильма.

* * *

В конце 1970-х гг. руководство Госкино искало режиссера, готового снять фильм, разоблачающий диссидентов и эмигрантов. Но никто не соглашался. Никита Михалков, получив такое предложение, ернически воскликнул: "Что вы, я боюсь, они ведь и убить могут!" Отверг это предложение и Николай Губенко. Согласился Глеб Панфилов, но снял такой фильм, что его тут же отправили "на полку". "Тема" с М. Ульяновым в главной роли была показана только во время перестройки.

* * *

Сведения о личной жизни Николая Губенко укладываются в одну строку: свыше 40 лет он женат на актрисе Жанне Болотовой. Тем не менее предыстория этого брака достаточно драматична. Роман Губенко с Болотовой начался уже на первом курсе ВГИКа. Но однажды они повздорили, да так, что несколько месяцев не разговаривали...

В это время на горизонте появился другой Николай – Двигубский. Он уговорил своего друга Андрона Кончаловского пригласить Жанну в гости. Молодые люди познакомились в доме знаменитого писателя Сергея Михалкова, отца А. Кончаловского. Жанна настолько увлеклась утонченным красавцем, что буквально через месяц они расписались.

Но этот брак просуществовал недолго. Губенко продолжал любить свою бывшую подругу, не давал ей покоя, постоянно дежурил у ее двери. Он поклялся, что не успокоится до той поры, пока Жанна не вернется к нему. В конце концов Болотова ушла от Двигубского. Ее брак с Губенко – один из самых прочных и нескандальных в творческой среде. Правда, детей у этой пары нет.

Александр ГАЛЯС.

На фото:

Николай Губенко в фильме "Подранки".

Жанна Болотова.