Номер 19 (1412), 8.06.2018
Ярким завершением Шестнадцатого международного фестиваля имени Петра Чайковского и Надежды фон Мекк стал балет Людвига Минкуса "Дон Кихот" в исполнении балетной труппы Одесского национального академического театра оперы и балета (хореография Мариуса Петипа, Александра Горского и Касьяна Голейзовского).
Спектакль был поставлен в сценической редакции заслуженного артиста России Юрия Васюченко в 2012 году, с декорациями заслуженного художника Украины Натальи Бевзенко-Зинкиной, и благодаря бережному прочтению балетной классики отлично вписался в праздник для ценителей классической музыки, который традиционно проходит в Виннице в мае. Фестиваль проходил под патронатом главы Винницкой облгосадминистрации Валерия Коровия, председателя областного совета Анатолия Олийныка и городского головы Сергея Моргунова. Меценатами стали благотворительный фонд Владимира Продивуса, концерн "Подiлля", ювелирное предприятие "Мальва". В партнерах фестиваля оказались Генеральное Консульство Республики Польша в Виннице, креативное пространство "Артинов".
Фестивальные концерты проходили на различных площадках под лозунгом "Искусство ради мира". При жизни великого композитора Петра Ильича Чайковского встреча с его преданной почитательницей и меценатом Надеждой Филаретовной фон Мекк так и не произошла, но праздник классического искусства в Виннице позволил этим двум незаурядным личностям встретиться. Праздник музыки традиционно стартовал "Браиловскими музыкальными встречами" - вечером романса в усадьбе фон Мекков в Браилове, где открыт музей Чайковского. Затем гостей фестиваля удивляли новыми программами академический камерный оркестр "Арката", симфонический оркестр Винницкой филармонии под управлением харизматичного "танцующего" аргентинского дирижера Рамиро Ариста. Также фестиваль представлял в этом году пианиста Олега Полянского (Германия), органистку из Молдовы Анну Стрезеву, биг-бенд национального президентского оркестра, квартет гитаристов "Киев" и других исполнителей классического направления. Одесские артисты выступили на сцене Винницкого областного академического музыкально-драматического театра имени Миколы Садовского, расположенного в весьма ухоженном старинном здании с залом на 800 мест, просторным верхним фойе (там располагается камерный зал).
Аншлаг был полным - все-таки не так уж часто приезжают на гастроли в Винницу балетные спектакли, а "Дон Кихот" вообще ни разу до одесситов сюда не привозили. Поскольку в старинном балете, отражающем всего один эпизод знаменитого романа Мигеля Сервантеса да Сааведра, партия Дон Кихота не первостепенная, она даже не требует танца, только пантомима! В образе помогающего влюбленным Рыцаря Печального Образа предстал Вячеслав Кравченко. Дон Кихот, над чьими чудачествами по-доброму подсмеиваются остальные персонажи, добр и благороден, пусть и неуместен со своим огромным копьем в повседневной реальности практичных горожан солнечной Барселоны.
Особых оваций удостоились исполнители ведущих партий, заслуженная артистка Украины Елена Добрянская (Китри) и Станислав Скрынник (Базиль), продемонстрировавшие в па-де-де головокружительные поддержки на одной руке (хореография Горского). А в хореографии Голейзовского балет представил вставной номер с цыганской пляской (партию Цыганки исполнила Татьяна Афанютина). Очаровал публику пламенно-рыжий верный оруженосец Дон Кихота Санчо Панса (Иоанн-Мариан Нагорный), с восторгом восприняли зрители озорную Джигу в исполнении Людмилы Грековой, Николая Вориводина, Павла Грица и Дениса Черняка и, конечно, Болеро с Кристиной Ветчинкиной и заслуженным артистом Украины Сергеем Доценко. Сцена в царстве дриад, куда на время переносится Дон Кихот, очаровала публику не меньше. В финале в овациях искупали всех участников представления. И было за что - помимо всего, сцена винницкого театра небольшая, 10 на 12 метров, пришлось за одну репетицию приноровиться к ней. К тому же условия не позволяли фестивалю пригласить и разместить наш оркестр, спектакль шел под фонограмму. Но все получилось!
Напомним, что одесситы впервые увидели балет "Дон Кихот" в феврале 1933 года в постановке Павла Вирского и Николая Болотова. В 1936-м Михаил Моисеев предложил свою версию балета, которая имела долгую сценическую жизнь. Спустя 16 лет, в 1952-м, Вахтанг Вронский возобновил спектакль, опираясь на лучшие образцы классической традиции Петипа и Горского. Нынешняя редакция Юрия Васюченко утвердилась в репертуаре и явно задержится в нем надолго. А благодарные винничане планируют пригласить ОНАТОБ с другими спектаклями.
В. С.
Фото предоставлено
организаторами фестиваля.