Номер 11 (807), 24.03.2006
К 160-летию Свято-Марие-Магдалиновской церкви в Одессе
Как известно, первой церковью в строящемся городе Одессы был "походный" храм А.В. Суворова. Но уже в 30-е годы XIX столетия в молодой Южной Пальмире насчитывалось около тридцати центров для отправления религиозных обрядов: церквей православных, протестантских, лютеранских, синагог, кирх и др.
Большинство из них, кроме соборов, до наших дней не сохранились. Оставшиеся ныне восстанавливаются. Среди восстановленных и Воскресенская (теперь Свято-Марие-Магдалиновская) на 9-й станции Большого фонтана, занимавшая особое место в духовной жизни не только города, но и края.
Она единственная имела службу сердобольных сестер и находилась сперва при монастыре. При ней была и воскресная школа для взрослых и детей.
Особенностью Воскресенской церкви было и то, что при ней (и это в городе!) было кладбище более чем на 3 десятины.
Основатель церкви отпрыск молдавского господаря и греческого княжеского рода, тайный советник, дипломат, поэт, меценат А.С. Струдзе закупил у купца Чижевича 4 десятины земли над склоном у моря для храма с пристройками и кладбища.
Церковь построил в память своей умершей сестры Р. Эдлинг, бывшей фрейлины царицы Российской Империи. Кстати, на его счету 10 церквей в Одессе и поместьях Бессарабии.
Освящал храм архиепископ Гавриил, оставшийся в истории православия Причерноморья (сам начал его систематизацию) как "ревностный миссионер, обретивший от раскола, сектантства и иноверия в лоно православной церкви тысячи душ своей разномастной и издавна зараженной расколом, паствы".
Архиепископ благословлял справедливость и милосердие, оказание помощи страждущим и немощным. А потому он слыл непререкаемым автором, рассказывает протоиерей Вячеслав. Причем не только среди православных, но и среди людей иных конфессий. Помогала в этом и Воскресенская церковь (настоятель еще два духовника и сердобольные милосердные сестры), на практике претворяя идеи своего владыки.
Построен храм не самоучками. Оригинальный проект церкви выполнен известным архитектором Р. Моранди, реконструкция в 1909 году А. Тодорова. Особой постройки была и усыпальница-склеп Рогинды Эдлинг.
Кладбище стало место упокоения не только рода Стурдзе, но и породнившихся с ними князей Гагариных, а также почетных граждан Одессы, известных предпринимателей и людей творческого труда. Кстати, А.С. Струдзе был в дружеских отношениях с А. С. Пушкиным, В. Жуковским, Н. Карамзиным, Н. Гоголем, первым президентом Греции И. Каподистрией, архиепископом Иннокентием.
Пушкин в письме к П. Вяземскому отзывался о Струдзе так: "Я с ним не только приятель, но кое о чем мыслим одинаково, не лукавя друг перед другом".
На кладбище похоронены и воины, которых пытались излечить в Воскресенской церкви, но, к сожалению, умершие. На нем упокоены и два солдата, погибшие во время обстрела Одессы английским кораблем "Тигр", и русский генерал Ралли.
Церковь многие годы существовала на проценты от завещанных (положенных в банк под проценты) Струдзе 5000 рублей золотыми.
Суровые испытания разделил храм вместе со всеми верующими людьми после Октября, в годы антирелигиозного шабаша, который начался с разграбления церкви, изгнания сестер-мироносиц, насильственного препровождения их в трудовую артель, что на практике означало принудительные работы.
По-разному использовались культовые помещения. В последнее время перед возвратом помещения церкви верующим в 1995 году его "приспособили" под спальный корпус санатория "Красные зори". Из обращений в администрацию известно, что отдыхающие отказывались от такой "чести". Неуютно, тревожно спалось в бывшем храме. Люди вытаскивали летом кровати во двор.
Кощунственно отнеслись "свободные от Бога "божевiльнi" (укр.) атеисты к усыпальнице Р. Эдлинг. Выбросив останки, устроили что-то вроде комнаты смеха. Устраивали шабаши в могиле!
И это действия культработников санатория!
Реальная возможность возвращения здания храма в лоно православной церкви появилось лишь после распада СССР, прекращения гонения государства на религию.
Поддержанные митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом верующие обратились с требованием о возврате помещения бывшего храма в Одесский горисполком.
В 1995-ом, преодолев противостояние руководства санатория "Красные зори", у стен бывшей церкви отслужили молебен с участием Митрополита.
В это время пошел дождь, казалось, разверзлось само небо, чтобы смыть грех бесчестия.
Храм благодаря активности верующих в конце концов был возвращен православной церкви. И уже в следующем году, к 150-летию его создания был освящен владыкой.
И снова, как и при его строительстве, в восстановлении принимали участие сами прихожане люди разных национальностей, возрастов, общественного положения, отдавая благородному делу часть своего свободного времени.
Для работ необходимы различные материалы, а для их приобретения средства. И если мы их заимели, то это благодаря благотворителям, я бы их назвал еще и попечителями, с благодарностью говорит настоятель храма отец Вячеслав. Это бывший председатель правления "Одессагаза" Годин и нынешний председатель, Учитель, директор "Анаремсервиса" Юхачев, начальник тыла Южного оперативного направления Король...
А еще те, кого протоиерей называет по имени, учитывая их просьбы не афишировать благотворительность. Это Вячеслав Михайлович, Анатолий Филиппович, Станислав Крисанфович, просто Галина и другие.
Так возникли золотые купола, украшенные крестами. Художники вновь выпускники Художественной академии писали иконы для храма. Иконостас, роспись церкви по периметру выполнил известный художник, чьи картины есть в Третьяковке, А. Рудой.
Но, безусловно, самая большая заслуга в реставрации храма принадлежит его настоятелю протоиерею о. Вячеславу (Землянскому).
Сам он из глубоко верующей семьи. Слушал наставления своего отца архиепископа Боголепа, проникся идеями преподобного Лаврентия Черниговского, высказывание которого о единстве восточнославянских народов стало хрестоматийным: "Как нельзя разделить Святую Троицу Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого это един Бог, так нельзя разделять русских, украинцев, белорусов это все Святая Русь".
В годы разрухи после распада СССР Землянский выдержал испытание на предпринимательство. Мог бы с выгодой продолжить свое дело, но начали возвращать верующим помещения храмов, требующие восстановления и службы Божьей...
Он оставил мирское поприще, чтобы свои знания и умение направить на служение Богу.
Это его усилиями отреставрирована также одна из первых в Одессе церковь иконы Казанской Божьей Матери на Пересыпи. Восстановить храм на 9-й ст. Б. Фонтана стало новым поручением Владыки Агафангела. И он его с честью выполнил.
Но речь шла не только о восстановлении помещения церкви, но и первозданных заботах ее.
"С самого начала церковь была вместе с прихожанами и в радостях, и в бедах", объясняет настоятель. Здесь организовывалась помощь больным и голодным во время эпидемий, посещающих портовой город переодически. Нуждались в помощи люди и в неурожайные годы. Лечили воинов защитников Отечества".
И вот снова при церкви действует воскресная школа для взрослых и детей как первый шаг приобщения к вере отцов и пращуров. В ней преподают священную историю (Павел Плавинскас), духовную литературу (Наталья Татаринова) музыку и пение (регент хоров их в церкви два Наталья Гвоздилова). Но, конечно, основная нагрузка на священнослужителях.
Кроме настоятеля, в храме несут службу Божью протоиерей Иоанн, иерей Александр, протодиакон Николай.
Дела храма под неусыпным вниманием старосты Стефана Николаевича Яворского.
Общими усилиями организуют службу сбора пожертвований и оказания помощи нуждающимся прихожанам. Сорок шесть православных получают помощь продуктами.
Сообща вели поиски потомков основателя церкви А. Струдзе. Они увенчались успехом. Праправнук Борис Струдзе предприниматель из Бельгии посещал храм своего далекого предка, заказал копию понравившейся иконы в Свято-Марие-Магдалиновской церкви местному художнику И. Стоянову.
Сегодня храм один из красивейших не только в областном центре, но и в Украине. Он выделяется не только внешним видом, внутренним убранством, но, главное, благолепным совершением в нем церковных служб.
Считают за честь именно в этой церкви принять таинства крещения, бракосочетания православные не только из Украины, Молдовы, России, Белоруси, но приезжающие из дальнего зарубежья выходцы из Одессы, ныне живущие в Германии, Голландии, Франции, Испании, США.
...Когда бываете в Аркадии и слышите колокольный звон, а потом службу Божью на старославянском языке, знайте: вы слышите "дыхание" церкви по ретрансляции. Из храма любви, добра и благодати.
Григорий ЯРМУЛЬСКИЙ.