Номер 11 (807), 24.03.2006

К 160-летию Свято-Марие-Магдалиновской церкви в Одессе

ХРАМ ЛЮБВИ, ДОБРА И БЛАГОДАТИ

Как известно, первой церковью в строящемся городе Одессы был "походный" храм А.В. Суворова. Но уже в 30-е годы XIX столетия в молодой Южной Пальмире насчитывалось около тридцати центров для отправления религиозных обрядов: церквей православных, протестантских, лютеранских, синагог, кирх и др.

Большинство из них, кроме соборов, до наших дней не сохранились. Оставшиеся ныне восстанавливаются. Среди восстановленных – и Воскресенская (теперь Свято-Марие-Магдалиновская) на 9-й станции Большого фонтана, занимавшая особое место в духовной жизни не только города, но и края.

Она единственная имела службу сердобольных сестер и находилась сперва при монастыре. При ней была и воскресная школа для взрослых и детей.

Особенностью Воскресенской церкви было и то, что при ней (и это в городе!) было кладбище – более чем на 3 десятины.

Основатель церкви – отпрыск молдавского господаря и греческого княжеского рода, тайный советник, дипломат, поэт, меценат А.С. Струдзе – закупил у купца Чижевича 4 десятины земли над склоном у моря для храма с пристройками и кладбища.

Церковь построил в память своей умершей сестры Р. Эдлинг, бывшей фрейлины царицы Российской Империи. Кстати, на его счету 10 церквей в Одессе и поместьях Бессарабии.

Освящал храм архиепископ Гавриил, оставшийся в истории православия Причерноморья (сам начал его систематизацию) как "ревностный миссионер, обретивший от раскола, сектантства и иноверия в лоно православной церкви тысячи душ своей разномастной и издавна зараженной расколом, паствы".

— Архиепископ благословлял справедливость и милосердие, оказание помощи страждущим и немощным. – А потому он слыл непререкаемым автором, – рассказывает протоиерей Вячеслав. Причем не только среди православных, но и среди людей иных конфессий. Помогала в этом и Воскресенская церковь (настоятель еще два духовника и сердобольные милосердные сестры), на практике претворяя идеи своего владыки.

Построен храм не самоучками. Оригинальный проект церкви выполнен известным архитектором Р. Моранди, реконструкция в 1909 году – А. Тодорова. Особой постройки была и усыпальница-склеп Рогинды Эдлинг.

Кладбище стало место упокоения не только рода Стурдзе, но и породнившихся с ними князей Гагариных, а также почетных граждан Одессы, известных предпринимателей и людей творческого труда. Кстати, А.С. Струдзе был в дружеских отношениях с А. С. Пушкиным, В. Жуковским, Н. Карамзиным, Н. Гоголем, первым президентом Греции И. Каподистрией, архиепископом Иннокентием.

Пушкин в письме к П. Вяземскому отзывался о Струдзе так: "Я с ним не только приятель, но кое о чем мыслим одинаково, не лукавя друг перед другом".

На кладбище похоронены и воины, которых пытались излечить в Воскресенской церкви, но, к сожалению, умершие. На нем упокоены и два солдата, погибшие во время обстрела Одессы английским кораблем "Тигр", и русский генерал Ралли.

Церковь многие годы существовала на проценты от завещанных (положенных в банк под проценты) Струдзе 5000 рублей золотыми.

Суровые испытания разделил храм вместе со всеми верующими людьми после Октября, в годы антирелигиозного шабаша, который начался с разграбления церкви, изгнания сестер-мироносиц, насильственного препровождения их в трудовую артель, что на практике означало принудительные работы.

По-разному использовались культовые помещения. В последнее время перед возвратом помещения церкви верующим в 1995 году его "приспособили" под спальный корпус санатория "Красные зори". Из обращений в администрацию известно, что отдыхающие отказывались от такой "чести". Неуютно, тревожно спалось в бывшем храме. Люди вытаскивали летом кровати во двор.

Кощунственно отнеслись "свободные от Бога – "божевiльнi" (укр.) атеисты к усыпальнице Р. Эдлинг. Выбросив останки, устроили что-то вроде комнаты смеха. Устраивали шабаши в могиле!

И это действия культработников санатория!

Реальная возможность возвращения здания храма в лоно православной церкви появилось лишь после распада СССР, прекращения гонения государства на религию.

Поддержанные митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом верующие обратились с требованием о возврате помещения бывшего храма в Одесский горисполком.

В 1995-ом, преодолев противостояние руководства санатория "Красные зори", у стен бывшей церкви отслужили молебен с участием Митрополита.

В это время пошел дождь, казалось, разверзлось само небо, чтобы смыть грех бесчестия.

Храм благодаря активности верующих в конце концов был возвращен православной церкви. И уже в следующем году, к 150-летию его создания был освящен владыкой.

И снова, как и при его строительстве, в восстановлении принимали участие сами прихожане – люди разных национальностей, возрастов, общественного положения, отдавая благородному делу часть своего свободного времени.

— Для работ необходимы различные материалы, а для их приобретения – средства. И если мы их заимели, то это благодаря благотворителям, я бы их назвал еще и попечителями, – с благодарностью говорит настоятель храма отец Вячеслав. – Это бывший председатель правления "Одессагаза" Годин и нынешний председатель, Учитель, директор "Анаремсервиса" Юхачев, начальник тыла Южного оперативного направления Король...

А еще те, кого протоиерей называет по имени, учитывая их просьбы не афишировать благотворительность. Это Вячеслав Михайлович, Анатолий Филиппович, Станислав Крисанфович, просто – Галина и другие.

Так возникли золотые купола, украшенные крестами. Художники – вновь выпускники Художественной академии писали иконы для храма. Иконостас, роспись церкви по периметру выполнил известный художник, чьи картины есть в Третьяковке, А. Рудой.

Но, безусловно, самая большая заслуга в реставрации храма принадлежит его настоятелю протоиерею о. Вячеславу (Землянскому).

Сам он из глубоко верующей семьи. Слушал наставления своего отца – архиепископа Боголепа, проникся идеями преподобного Лаврентия Черниговского, высказывание которого о единстве восточнославянских народов стало хрестоматийным: "Как нельзя разделить Святую Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого – это един Бог, так нельзя разделять русских, украинцев, белорусов – это все Святая Русь".

В годы разрухи после распада СССР Землянский выдержал испытание на предпринимательство. Мог бы с выгодой продолжить свое дело, но начали возвращать верующим помещения храмов, требующие восстановления и службы Божьей...

Он оставил мирское поприще, чтобы свои знания и умение направить на служение Богу.

Это его усилиями отреставрирована – также одна из первых в Одессе – церковь иконы Казанской Божьей Матери на Пересыпи. Восстановить храм на 9-й ст. Б. Фонтана стало новым поручением Владыки Агафангела. И он его с честью выполнил.

Но речь шла не только о восстановлении помещения церкви, но и первозданных заботах ее.

"С самого начала церковь была вместе с прихожанами – и в радостях, и в бедах", – объясняет настоятель. – Здесь организовывалась помощь больным и голодным во время эпидемий, посещающих портовой город переодически. Нуждались в помощи люди и в неурожайные годы. Лечили воинов – защитников Отечества".

И вот снова при церкви действует воскресная школа для взрослых и детей – как первый шаг приобщения к вере отцов и пращуров. В ней преподают священную историю (Павел Плавинскас), духовную литературу (Наталья Татаринова) музыку и пение (регент хоров – их в церкви два – Наталья Гвоздилова). Но, конечно, основная нагрузка – на священнослужителях.

Кроме настоятеля, в храме несут службу Божью протоиерей Иоанн, иерей Александр, протодиакон Николай.

Дела храма – под неусыпным вниманием старосты Стефана Николаевича Яворского.

Общими усилиями организуют службу сбора пожертвований и оказания помощи нуждающимся прихожанам. Сорок шесть православных получают помощь продуктами.

Сообща вели поиски потомков основателя церкви А. Струдзе. Они увенчались успехом. Праправнук Борис Струдзе – предприниматель из Бельгии – посещал храм своего далекого предка, заказал копию понравившейся иконы в Свято-Марие-Магдалиновской церкви местному художнику И. Стоянову.

Сегодня храм – один из красивейших не только в областном центре, но и в Украине. Он выделяется не только внешним видом, внутренним убранством, но, главное, благолепным совершением в нем церковных служб.

Считают за честь именно в этой церкви принять таинства крещения, бракосочетания православные не только из Украины, Молдовы, России, Белоруси, но приезжающие из дальнего зарубежья выходцы из Одессы, ныне живущие в Германии, Голландии, Франции, Испании, США.

...Когда бываете в Аркадии и слышите колокольный звон, а потом службу Божью на старославянском языке, знайте: вы слышите "дыхание" церкви по ретрансляции. Из храма любви, добра и благодати.

Григорий ЯРМУЛЬСКИЙ.