Номер 07 (1400), 2.03.2018

ДЕТИ НОВОЙ ВОЙНЫ

"Артхаус Клуб" в зале Hub Гостиной начал год особенным и важным фильмом - украинско-немецкой документальной работой Георга Жено и Лизы Смит "Школа № 3".

Это одна из самых ярких и интересных дебютных картин в украинском кино за последние годы. Мировая премьера фильма прошла в рамках Берлинского кинофестиваля, где он получил Гран-при в секции Generation 14plus. В основу "Школы № 3" легла документальная постановка "Моя Николаевка" Георга Жено и драматурга Натальи Ворожбит - представительницы направления "новая драма", сооснователя проекта "Театр переселенца", сценариста ленты "Киборги" и будущего фильма "Ворошиловград" по одноименному роману Сергея Жадана. В основе сюжета - истории и монологи тринадцати подростков - учеников "Школы № 3" Николаевки Донецкой области. Летом 2014 года Николаевка была обстреляна снарядами во время боевых действий на Донбассе, а одним из наиболее разрушенных мест в городе стала именно эта школа.

Тем не менее "Школа № 3" - это не фильм о войне, а скорее история взросления. Документальное кино традиционно не пользуется большим зрительским спросом, но этот фильм явно найдет своего зрителя, уже сейчас много желающих организовать показы в школах, училищах.


- Мне очень понравился этот фильм за его атмосферу, которая держит почти два часа на одном дыхании, - говорит координатор проекта "Артхаус Клуб" Олег Мельничук. - Затронутая тема пережитых людьми военных действий на Донбассе рассмотрена глубже - как рубеж между детством и взрослой жизнью. Войны в фильме нет, но присутствуют ее отголоски в монологах повзрослевших детей одной из обычных школ из Николаевки Донецкой области. Удивительно, как режиссерам удавалось погрузиться в монологи или незаметно вклиниваться в сцены разговоров героев, при этом совсем не нарушая их непосредственности - ощущение как будто съемочная группа была в шапках-невидимках, или герои разговаривали со зрителями по ту сторону экрана... Я и вправду считаю, что "Школа № 3" - один из самых интересных дебютов в украинском кино за последние годы. И оттого несправедливо, что в Одессе фильм остался почти незамеченным. Атмосфера этого фильма, сотканного из залитых солнцем кадров и свежести ландшафтов, помноженная на искренность и ощущение того знакомого каждому времени с мечтами-надеждами, когда жизнь только начинается, останется с вами еще долго после просмотра.

Вместе с арт-менеджером Hub Гостиной Ольгой Сидорушкиной Олег Мельничук пригласил зрителей на просмотр. Ожидания полностью оправдались - монологи подростков потрясли, все эти бесхитростные рассказы о маме, испугавшейся за дочь во время обстрела ("Она до этого никогда меня дочерью не называла"), о первой любви, от которой остался на память только кулончик в виде птички ("Кулон есть, а человек погиб"), о размолвке с мальчиком (сказалась разница в политических взглядах) или девочкой (просто нашла другого, на полголовы выше) правдивы и непритворны от первого слова до последнего. Каждая сцена снята либо в школе, либо на школьном дворе, но есть и исключения, прогулки уводят подростков порой далеко от места учебы...

Эти прекрасные дети, не видевшие мира, кроме родной Николаевки, были рождены для счастья, для радости дышать степным воздухом (ощущение бескрайних степных просторов в фильме передано с точностью), петь под гитару в сумерках, купаться в реке, влюбляться... но что сделали с их мечтами взрослые? На что обрекли? И прав мальчишка, заявляющий с экрана: отказывается он умирать за ту или иную идеологию, считает бессмысленным, ибо "в войне хороших нет". Фильм стоит увидеть в первую очередь тем, кто уничижительно высказывается о жителях Донбасса, проявляя ничем не оправданную спесь и пользуясь "языком ненависти" - прекрасные, стоит повториться, дети! Дети новой войны...

Да, не ангелы - тянутся к сигаретам, спиртному, могут от души, но незлобиво послать друг друга "в жопу". Многие из них говорят с фрикативным "г", в речи проскальзывают украинизмы, а то и вовсе суржик ("разбулася"), но в порыве откровенности они поведают, что "сижки" и "бухло" воспринимаются ими как лекарство от несчастной любви, смех и грех, как говорится. Простите, какие мы, таковы и наши потомки, нечего пенять на свое продолжение.

О том, почему дети в фильме порой вовсе не обращают внимания на камеру, удалось узнать после показа, когда состоялась скайп-конференция с Лизой Смит - уроженкой Одессы, выпускницей Киевского университета театра и кино имени Карпенко-Карого, для которой "Школа № 3" стала полнометражным дебютом в кино.

- На протяжении года мы с волонтерами и драматургом Натальей Ворожбит работали над театральной постановкой, в которой участвовали эти ребята, материала было много, - рассказала Лиза. - Моей задачей было перевести все это в киноязык, я старалась создать такую атмосферу, чтобы ребята не замечали камеру. Мы с нашим оператором Кристиной Лизогуб проводили с ними очень много времени, тусовались вместе после школы. Я все, сказанное ими, как губка впитывала, в какой-то момент они стали воспринимать камеру как продолжение Кристининой руки.

Трогательный момент в фильме - девочка показывает фрагмент представления театра теней, выучили волонтеры, изысканное зрелище, с которым неудачу в любви уж точно легче перенести, чем с пресловутыми "сижками"... Они порой так одиноки, эти подростки. Что ж удивляться, что один из мальчиков, похоже, влюбился в волонтера Галю и мечтает снова встретиться, "обнять, погулять", даже купил игрушечного барашка, такого же кудрявого и с добрыми глазами, чтоб напоминал... Сейчас новый фильм Лизы Смит под названием "Solitude" ("Одиночество"), снятый в Одессе (по сюжету шторм выносит на берег снаряд времен войны, и в городе начинается паника, в съемках участвовали настоящие сотрудники МЧС) находится в ожидании фестивальных показов - этим или следующим летом можем увидеть его на ОМКФ. А "Школу №3" можно посмотреть гораздо раньше, и показать молодежи, сделав соответствующую заявку в "Артхаус Клубе".

Виолетта СКЛЯР.