Номер 22 (1462), 20.06.2019

ОБЪЕДИНЯЙ И ВЛАСТВУЙ
Из книги "Театральные легенды"
Юрия Алянского

"Актеры театра и прежде оставались наедине со зрительным залом: Ходотов и Максимов в сопровождении пианиста и композитора Вильбушевича или гитариста Делазари читали стихи, зажигавшие молодежь своим революционным подтекстом.

Исполнялись всевозможные эстрадные песенки. Но каким чудом, если он не мелодекламатор и не исполнитель интимных песенок, удержит Закушняк внимание зала на протяжении двух часов концертного времени? Тем, что он будет что-то рассказывать?! Ведь даже иллюзионист или фокусник, творящие на эстраде подлинные чудеса, неизбежно наскучат публике через какие-нибудь двадцать минут!

Но чудо произошло...

Александр Яковлевич Закушняк начал свой рассказ, и люди, сидевшие в зале и недавно еще легко и беззаботно шутившие по поводу предстоящего концерта, оказались захваченными и покоренными волей и талантом рассказчика и тем новым обличьем, в каком явилось перед ними искусство актера. Никто не заметил, как пролетело время, и только через два часа многие поняли, что присутствовали при рождении нового искусства, во всяком случае - чего-то нового, небывалого, неожиданного...

Закушняк был первым, кто проделал все это, стоя один на концертной эстраде.

Первый... Это определение всегда несколько рискованно...

Что касается чтения с эстрады произведений литературы, то и тут картина весьма туманна. Актеры Александрийского или Малого театров не раз демонстрировали сольное чтение с эстрады стихов или прозы.

Так кто же был первым?

Думается, вопрос этот праздный. Ничто не рождается на пустом месте - ни велосипед, ни формы сценического искусства. Всякое открытие бывает в той или иной степени подготовлено предыдущим развитием науки или культуры. Может быть, и Гомер, рассказывая свои легенды, не считал себя новатором?

И Закушняк задумал найти такую форму, которая не только заставила бы широко и свободно звучать лучшие страницы мировой литературы, но и позволила бы одному человеку взволновать ими целую толпу, которая всегда способна на могучие, просветленные движения души - и на низменные страсти, на злобный порыв - и на подвиг. Люди, объединенные знаменитыми античными единствами места, времени и действия, способны на многое. И если, зная это, римский сенат выдвинул коварный принцип "разделяй и властвуй", то Закушняк вывернул его наизнанку: объединяй и властвуй! Эта формула стала принципом настоящего высокого искусства.

Закушняк нес слушателям не только "новость" своего таланта, но и новое искусство. Это новое искусство тоже опрокинуло все расчеты, сомнения скептиков, недоверие ретроградов, сопротивление глупцов и завистников.

Закушняк, возможно, и не был первым. Америку открыли до него. Но Закушняк, подобно скульптору, отсекающему в глыбе камня все лишнее, освобождающему для людей видимый поначалу ему одному скульптурный образ, освободил искусство рассказчика, искусство художественного чтения, от всего случайного, лишнего, ненужного".

Материалы полосы подготовил Александр ГАЛЯС.