Номер 37 (1430), 19.10.2018

ЕСТЬ ЗРЕЛИЩА В НАШИХ ПЕНАТАХ!
Восторги дилетанта

Я не любитель оперы и на концертное исполнение вердиевского "Трубадура", которое подготовил наш национальный филармонический оркестр во главе с Хобартом Эрлом, пошел исключительно ради того, чтобы увидеть и услышать Людмилу Монастырскую.

И дело не в ее званиях и отличиях: "Народная артистка Украины", солистка Национальной оперы Украины, лауреат Национальной премии им. Т. Шевченко. Л. Монастырская - одна из очень немногих оперных исполнителей, кто пользуется успехом на Западе, выступает на знаковых концертных площадках. Безусловно, интересно было снова лицезреть нашего земляка Александра Цымбалюка, прославившегося победой на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского и успешно конвертировавшего эту победу на мировых оперных подмостках.

Имена прочих участников, признаться честно, мне мало что говорили. О заслуженной артистке Украины, солистке Национальной оперы Украины Алле Позняк, солисте Московского театра Новой Оперы им. Е. В. Колобова Сергее Полякове и лауреате международных конкурсов Александре Алиеве я вообще слыхом не слыхивал; повторяю, опера - не мой жанр.

Но то, что услышал и увидел, превзошло все ожидания, уже с первого появления А. Цымбалюка - статного обладателя мощного баса - действо захватило и уже до конца представления не отпускало ощущение, что происходит СОБЫТИЕ. И дело не только в великолепных голосах солистов (достойными партнерами гостей оказались и одесситы - выпускники нашей музыкальной академии Татьяна Муляр, Павел Смирнов и Дмитрий Себов) и темпераменте, с которым они исполняли свои партии. Хобарту Эрлу, который, насколько я понял, выступил и в качестве режиссера этого представления, удалось создать динамичное зрелище, в первую очередь, за счет очень быстрого и эффектного перемещения хористов (в постановке участвовал и весьма достойно звучал хор музакадемии под руководством Галины Шпак).

Главное же достоинство "Трубадура" в версии нашего филармонического оркестра заключалось, как по мне, в атмосфере восторга, объединившей исполнителей и слушателей-зрителей. Едва ли не каждая ария или сцена сопровождались горячими аплодисментами. И хлопали, не жалея ладоней, не дилетанты, пришедшие поглазеть на заезжих знаменитостей, а люди, разбирающиеся в искусстве - педагоги и студенты наших музыкальных учебных заведений, слушатели с большим стажем, словом, истинные ценители. Не сочтите за нескромность, но если даже меня, человека, который ходит в оперу "раз в год по особому случаю", восхитило то, что я видел и слышал, то что тогда говорить о знатоках и ценителях!

И лишь после того, как отшумели овации, уже по дороге домой, пришла огорчительная мысль, как тускло на фоне представления такого уровня, по сравнению с таким явлением выглядит абсолютное большинство творческих событий нашего города. Но это так, по зрелому, как говорится, размышлению.

А то, что сотворили в тот вечер в зале филармонии Хобарт Эрл и его помощники - сотрудники оркестра вкупе с музыкантами и солистами, останется для меня критерием уровня, по которому, хочешь того или не хочешь, но придется оценивать творческие поиски (дай Бог, чтобы не потуги!) местных деятелей искусства. Безусловно, есть и у нас весьма достойные примеры, и в нашей газете мы не проходим мимо них, отмечаем, оцениваем, просто редки они, что не может не огорчать. Но будем радоваться тому, что есть у нас из явлений настоящего, большого искусства. В том числе, конечно, и концертных постановок классики, которые так удаются Хобарту Эрлу и его оркестру. Напомню, что только в последние годы наш национальный филармонический порадовал композициями по "Пер Гюнту" Грига, "Иолантой" и "Ундиной" Чайковского. На пресс-конференции Хобарт признался, что задуманы постановки в стенах легендарной Аккерманской крепости, "где историческое место говорит само за себя". Будем ждать.

Александр ГАЛЯС.