Номер 18 (1362), 26.05.2017

КНИГА О ВЫСТАВКАХ:
УВЛЕКАТЕЛЬНО, НОВО, КРАСИВО

Шесть лет назад вышла книга "История одесских выставок" Виктора Денисова и Юрия Никитина. Она открыла целый пласт в биографии нашего города; оказалось, что в дореволюционные времена в Одессе активно развивалось выставочное движение, а выставка 1910 года на территории нынешнего парка им. Шевченко вообще стала событием мирового значения.


И вот недавно появилась вторая часть этого грандиозного исследования, охватывающая период с 1917-го по 1991 годы. На сей раз Виктор Денисов привлек в качестве соавтора известную тележурналистку Анну Бузиян.

Откровенно говоря, эту книгу я начал читать с некоторым даже скепсисом. Сомневался, что советский период жизни нашего города может дать столь же яркие образцы выставочного движения, какие были блестяще продемонстрированы в первом выпуске "Истории одесских выставок". Тем более, что имперский период для нас намного интереснее советского, просто потому, что о последнем мы имеем реальное представление, а дореволюционные времена овеяны, что ни говори, дымкой легенд.

Так думал я - и ошибался.

Ибо в который уже раз подтвердилось дивное наблюдение Бориса Пастернака:

Повесть наших отцов,

Точно повесть

Из века Стюартов,

Отдаленней, чем Пушкин,

И видится

Точно во сне.

Оказалось, что и книга А. Н. Бузиян и В. Г. Денисова "История одесских выставок. 1917-1991" не менее богата открытиями, чем ее предшественница. И даже более того.

Где-то в середине чтения возникло ощущение того, что в истории выставочного движения Одессы показательным образом отражается "большая" (если можно так выразиться) История государства, ставшего нынче "новой Атлантидой".

Авторы книги выбрали очень точный подход, исследуя тему на широком историческом фоне.

Правда, это несколько "тормозит" сюжет, да и исторические сведения общего плана вроде бы достаточно известны. Но, во-первых, любые знания время от времени полезно освежать, а во-вторых, книга эта - при всей специфичности темы - все же рассчитана на широкий круг читателей. Не говоря уже о том, что далеко не все одесситы так уж хорошо ориентируются в исторических реалиях своего города, а неодесситы - и подавно. Так что фрагменты Истории тут более чем оправданы, и в этом огромное достоинство книги.

После этого "открытия" стало даже увлекательно наблюдать, как Время, Эпоха (именно что с большой буквы) влияют на содержание и формат выставок.

В 1920-х годах - это в основном творческие экспозиции. С развитием же индустриализации на первый план выходит демонстрация промышленных достижений. Как точно подмечают авторы, "прорывом" стала промышленно-техническая выставка 1936 года, экспонаты которой разместились на четырех этажах. Точно также характер Времени сказывается и на развитии радио- и авиавыставок (как тут не вспомнить легендарный марш "Все выше, выше и выше стремим мы полет наших птиц...").

А сколь интересны главы о развитии рекламы! Рассматривая иллюстрации, видишь, на каком высоком уровне работала фантазия рекламистов 1920-30-х годов. А ведь по сравнению с нашими днями они обладали мизерными техническими возможностями. Но бедность в творчестве не порок, а напротив - существенный стимул для разгула фантазии.

И уж подлинным открытием, на мой взгляд, является глава о выставках в оккупированной Одессе. В ней почти все ново и неожиданно. И тут характерным образом сказывается Время. Ведь что привлекает особое внимание на выставке 1943 года? "Экономная железная печь, предназначенная для обогрева помещений". Какой характерный штрих, лучше любой пропаганды свидетельствующий об истинном положении дел в военном городе!

Не менее характерна первая выставка в освобожденной Одессе, где вместо реальных экспонатов преобладали фотографии. Тоже ведь штрих, да еще какой! Не отсюда ли берет начало очковтирательство, столь характерное для последующих этапов развития советского общества - далеко не последний фактор, приведший к краху "проекта СССР"?! В этом плане показательна процитированная запись в книге отзывов выставки 1949 года: "Многие изделия, очевидно, готовились специально для выставки, ибо их (товаров) нет в продаже в магазинах и торговых базах". Это замечание принадлежит, судя по всему, рядовому посетителю, но, если вдуматься, его можно назвать своего рода лейтмотивом всех дальнейших демонстраций "достижений народного хозяйства".

Тут позволю себе личное воспоминание. В 1980-х годах довелось мне в Сумах увидеть выставку изделий Тростянецкой кондитерской фабрики. Какое богатство ассортимента, какое замечательное оформление шоколадок и конфет! Но - увы! - в магазинах и близко не было того, что на выставке.

Да, советские выставки часто были "витриной", своего рода иллюстрацией мечты о лучшей жизни. Не случайно же именно выставка становится центром действия фильма "Кубанские казаки" - самой "лакировочной" советской кинокомедии. Что, впрочем, никоим образом не умаляет реальных достижений советских ученых, промышленников, аграриев, представителей иных сфер деятельности. И книга А. Н. Бузиян и В. Г. Денисова дает нам прекрасную возможность судить о том, какие прекрасные мастера трудились в нашем регионе!


Павильон Выгодянской МТС
на районной Беляевской выставке 1957 г.

Я уже не говорю о размахе выставок, их оформлении, что поражает даже на фотографиях. И, право же, есть чему поучиться у своих предшественников нынешним менеджерам выставочного движения.

И, конечно же, как оставить без внимания иллюстративный материал этой книги?! Если уж быть до конца честным, то первым делом я начал смотреть "картинки" (подозреваю, впрочем, что буду в этом отношении далеко не одиноким). Но это в самом деле надо видеть!

Конечно, у каждого читателя свои впечатления. На мой взгляд, книга А. Н. Бузиян и В. Г. Денисова "История одесских выставок. 1917-1991" - тот случай, когда можно с полным правом сказать: ЭТО УДАЧА!

Материалы полосы подготовил Александр ГАЛЯС.