Номер 49 (1294), 25.12.2015

"ЧУДО МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ",
ИЛИ НОСТАЛЬГИЯ ПО ДЕВЯНОСТЫМ

Юбилейная выставка "Нам 20", которая открылась в выставочном зале Одесской организации Союза художников Украины (Торговая, 2), вызвала у значительной части зрителей, не говоря об участниках, мощный взрыв ностальгии. Что прошло, должно быть мило, даже если оказалось прекрасной иллюзией, а энергия молодости ушла в песок, растворилась во времени, в равнодушии общества... Но все по порядку.


В экспозиции представлены произведения живописи, графики и скульптуры, выполненные 18 авторами, преподавателями и выпускниками уникального одесского художественного вуза, просуществовавшего всего два года, с 1994 по 1996 год. Тогда по инициативе Жанны Перекрестовой была создана Одесская международная академия художеств имени Леонардо да Винчи, не обладавшая материальной базой, но поддерживаемая спонсорами. Лихие 90-е диктовали невообразимые схемы и невиданные прежде возможности, а молодые художники меж тем учились с большим энтузиазмом, успевая до начала лекций бегать на этюды. История академии оборвалась, когда Жанна Перекрестова вышла замуж за француза и переехала на родину мужа. Собственно, академия и создавалась ею из семейных соображений, в городе называли ее "чудом материнской любви" - Жанна просто не хотела отпускать дочь учиться в большой город и постаралась устроить академию художеств по месту жительства.

- Из поколения выпускников академии вышли замечательные художники Ольга Котова, Лариса Демьянишина, Александр Силантьев, - отметил глава Одесской организации НСХУ, народный художник Украины Анатолий Горбенко. - И это главное, мы получили выпускников, они - радость общения с мэтрами, гордостью нашей организации. Многие из учившихся в академии теперь преподают на худграфе педуниверситета.

Преподавали в академии живопись выдающиеся мастера Юрий Егоров, Адольф Лоза, Орест Слешинский, рисунок - Григорий Палатников, Валентин Филипенко, Олег Волошинов, скульптуру - Александр Князик и Михаил Рева, историю искусств - Ольга Тарасенко. Кроме того, в программе были английский и итальянский языки, сериндзи-кэмпо, этикет.

- Это было время больших ожиданий, - вспоминает Александр Князик. - Закончилась советская власть, мы хотели чего-то нового, интересного и под эгидой академии смогли совершать поездки по Европе. Потребность в таком вузе всегда существовала в городе. В 30-х годах ХХ века уже была идея открытия художественного института в Одессе, но она не была осуществлена. И на этот раз не оказалось материальной базы, но была база духовная, тогда нам удалось создать некую ауру художественного подъема, к нам приезжали ректоры академий из Лондона, Парижа, Барселоны, проходили совместные выставки, это был незабываемый опыт.


- Благодарен судьбе за то, что смог в рамках музейной практики посетить Афины, увидеть античное искусство, прикоснуться к духовным святыням, - рассказывает выпускник академии Александр Силантьев. - Этот опыт определил всю мою дальнейшую жизнь в профессии.

Бывшие профессора (именно так их называли в академии) с ностальгией вспоминали о насыщенной событиями жизни 90-х, не скрывая, что зарплату им выплачивали нерегулярно и не в том объеме, как обещалось. Просто носилось что-то такое в воздухе. Рухнули границы, казалось, что все скоро будет по-другому. Но получилось так, что и к Евросоюзу с его возможностями культурного обмена страна наша не пришла, и с Россией культурные связи оказались далекими от идеала, варились наши мастера все нулевые в своем соку, как это ни печально. Что делать теперь? Открывать ли академию в Одессе, где имеются уже и "Грековка", и все тот же худграф? Зачем, коль с трудоустройством художников и без того огромные проблемы? Время авантюризма ушло, нынче в искусстве каждый за себя, хорошо еще, что не сбавляет оборотов Союз художников, проводит пленэры, выставкомы. И все же за горизонтом наверняка что-то интересное припасено судьбой для художников нашего города и страны в целом...

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.