Номер 02 (849), 19.01.2007

"И ЧТО ХОРОШО НА ЗАПАДЕ"

Побывав во Львове, наш корреспондент пришел к выводу, что по уровню развития медиа-бизнеса этот город на несколько лет опережает Одессу. О причинах и выводах – эти размышления.

Стереотипы живучи. Сколько уже слов сказано, сколько статей написано, сколько поездок организовано, но до сих пор многие жители юго-востока Украины убеждены, что на Западной Украине окопались "бандеры" и "националисты", которые только и думают, как бы извести "клятих москал?в" и их "москальскую" речь. Что греха таить, подливают масла в огонь и некоторые СМИ. Не так, кстати, давно российские "Известия" написали, будто в Ивано-Франковске людей, говорящих на русском, избивают прямо на улицах. О Львове и говорить не приходится: это вообще рассадник русофобских настроений... Между тем известный украинский журналист Виталий Портников, сам выходец из Западной Украины, заметил недавно, как значительно увеличилась там, даже по сравнению с советским временем, звучание русской речи. Более того. Как-то во Львове Портникова поразило то, что ему не смогли ответить на вопрос, заданный на украинском языке, и пришлось переходить на русский. "Это было самое большое мифологического характера потрясение, которое я испытал, – признается журналист. – Потому что представить себе людей, которые знают русский во Львове, я мог, но представить себе людей, которые не знают украинского языка во Львове, я не мог. Оказывается, они спокойно там вообще если не живут постоянно, то пребывают в добром здравии".

В верности этого утверждения нетрудно убедиться, даже если просто пройтись по центру Львова. Не скажу, что русская речь звучит там на каждом шагу, но никто на русскоговорящих не оглядывается и тем более не бросается на них с кулаками и проклятиями. Выбор русских книг в магазинах ничуть не хуже, чем в Одессе, и даже несколько дешевле. Я, к примеру, приобрел за 16 грн книгу, которая в родном городе стоит 22 грн, а купленные на центральной львовской улице дневники знаменитого советского певца Вадима Козина в Одессе я просто не видел. Что же касается гастрольных афиш, то они просто дублируют одесские: российские звезды и по Западной Украине "чешут" с не меньшим успехом, нежели по Востоку или Югу. Но самый разительный пример сконструированных легенд – Русский центр. Сколько раз во время избирательной кампании 2004 года писали, что националисты пытаются его уничтожить, берут в осаду, выбивают стекла в окнах и т.п. Но, как выяснилось, Центр этот находится в здании средней школы, которая расположена в двух шагах от областной госадминистрации, а такие места милиция всегда держит под особым контролем. Впрочем, автора этих строк ни в чем переубеждать не требовалось, а во Львов я приехал по приглашению Центра информационных исследований "Меридиан", который реализует программу журналистских обменов, чтобы изучить здешнюю постановку газетного дела.

Тема эта меня интересует давно – хотя бы в силу профессиональной принадлежности. И давно удручает тот факт, что одесские газеты как-то незаметно лишились мало-мальски заметного влияния на настроения граждан и (тем более!) политику властей, почти без боя уступив это влияние телевидению. Да и как может быть иначе, если тиражи даже ведущих изданий по сравнению с советскими временами упали в десятки раз. Причин тому много, одна из главных – резкое подорожание всех видов ресурсов, что не позволяет среднестатистическому одесситу покупать более одной газеты, да и то – чаще всего – раз в неделю ради телепрограммы. (Издания рекламные и типа "Трудоустройство" – статья особая, не о них речь). Но одна из веских причин – обилие газет. Попробуйте сосчитать, сколько продается в киосках только местных изданий, – гарантированно собьетесь. И самое печальное, что похожи они друг на друга, как близнецы-братья.

Впервые об этом я задумался десять лет назад, когда познакомился с американским журналистом Боннером. Он работает в газете такого же города-миллионника, что и Одесса. Так вот, эта газета в городе – единственная (не считая изданий профессиональных, национальных и религиозных объединений, словом, тех, что у нас именовали малотиражками). Зато выходит она шесть раз в неделю на 24 страницах большого формата тиражом 200 тысяч экземпляров. А воскресный, 48-страничный выпуск, достигает 250 тысяч. И работают в этом издании более ста журналистов и раза в полтора больше рекламных агентов. Когда, пораженный этими сведениями, я спросил, а как же с пресловутой конкуренцией, то услышал в ответ нечто вроде: "Этот этап мы уже давно прошли!" И в самом деле, согласитесь, что такая газета реально может быть независимой – уже хотя бы потому, что рекламодателям просто некуда больше деваться. Другое дело, что на страницах такого издания в обязательном порядке должны быть представлены все точки зрения по какой-либо проблеме, а не одна, как у нас в большинстве случаев.

А прошлым летом у меня был длинный и интересный разговор с известным журналистом Евгением Глибовицким, который рассказал, что сегодня в Украине самая современная журналистика – во Львове. "Власти в этом городе так отчаянно боролись друг с другом за влияние, что у них не хватало времени и сил заниматься СМИ, потому и львовская журналистика более свободная", – говорил Евгений. Сами понимаете, что когда представилась возможность проверить этот тезис на практике, грех было ею не воспользоваться.

(Продолжение следует.)

Материал подготовил Александр ГАЛЯС при поддержке МФ "Вiдродження".

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.