Номер 19 (609), 26.04.2002

ПАСЫНКИ ЕВРОПЫ

КАК ВОЗНИК АЛБАНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ

Досье. Албанцы, один из древнейших народов Балканского полуострова, изначально проживали в его западной части, входя в состав Римской и Византийской империи. В первые века нашей эры, когда на Балканы пришли славянские племена, албанцы были частично уничтожены или ассимилированы. В период вхождения территорий Балкан в состав Османской империи албанцы неоднократно мигрировали. Переселяли их и с помощью силы.

В ходе первой Балканской войны территории проживания албанцев стали театром военных действий Греции, Болгарии, Румынии и Сербии против Турции. После ее окончания Греция и Сербия намеревались поделить земли албанцев между собой, но натолкнулись на сопротивление Австро-Венгрии и Италии. После национального восстания албанцев в 1912 г. и провозглашения независимого государства Албания Лондонской конференции послов в 1913 г. пришлось признать албанскую государственность. Но в состав независимого государства вошли лишь те земли албанцев, которые примыкали к Адриатическому морю. В ходе первой мировой войны суверенитет Албании был вновь поставлен под вопрос, предполагалось, что после войны над центральной частью Албании будет установлен протекторат Италии, а северная и южная части отойдут к Германии, Сербии и Черногории. Однако в 1921 г. конференция послов подтвердила границы Албании 1913 года. Окончательно от оккупации сербских и итальянских войск Албания освободилась лишь в 1922 году.

В период второй мировой войны албанцы активно участвовали в антифашистском движении на Балканах. После войны в стране был установлен сталинистский режим Энвера Ходжи, сделавший Албанию самой бедной страной Европы. Окончательно режим был свергнут лишь в 1989 году, через несколько лет после смерти диктатора.

Конфликт. Трагические события в Македонии заставили весь мир говорить об "албанском вопросе". Говорят о нем и в России. Обычно при этом осуждают "албанский терроризм", критикуют чересчур мягкое отношение к этому явлению со стороны НАТО, предлагают все более жесткие меры в противостоянии апологетам "великой Албании". При этом часто обходится вниманием вопрос о том, почему возник албанский национализм.

Было бы упрощением считать, что албано-славянский конфликт в бывшей Социалистической Федеративной Республике Югославии (СФРЮ) возник только в силу каких-то провокационных действий албанских экстремистов или же политики запада, желавшего во что бы то ни стало свергнуть режим Милошевича. Со времен распада Османской империи албанцы находятся в трудном поиске своего места в регионе. На Балканах и в Европе не очень-то стремились и стремятся их понять.

Россия, очевидно, также не смогла найти подход к албанскому национализму.

"ПОПУТЧИКОВ" СБРАСЫВАЮТ С ПОЕЗДА

Часто приходится слышать, что в приостановке албанской "экспансии" действенными могут быть только силовые методы. Меджу тем история свидетельствует о том, что взаимодействие между македонцами и албанцами вполне возможно. Когда в начале 90-х годов Македония выходила из состава СФРЮ, албанцы сыграли в этом процессе значительную роль. Они поддержали партию тогдашнего президента Македонии Киро Глигорова, которая и привела страну к независимости, сделав ее на определенное время островком стабильности на Балканах. Следует признать, однако, что этот союз македонцев и албанцев, в котором албанцы играли роль "попутчиков", носил временный характер и был во многом основан на антисербских настроениях. После обретения независимости Македонии титульный этнос (македонцы) получил более высокий статус. Сыграло свою роль их численное превосходство над албанцами и более высокий общий культурный уровень. Положение албанцев все более осложнялось.

Албанский национализм в Македонии стимулирует тот факт, что албанцы составляют 25-30 % населения республики и проживают в одном районе – на западе, рядом с Албанией и мятежным Косово. Страшась сепаратизма, власти Македонии блокируют попытки албанцев добиться равного статуса с македонцами. Со своей стороны албанцы воспринимают политику Скопье как нарушение прав человека, в чем их поддержали радикальные националисты в Албании, сыграло роль и развитие ситуации в Косово.

Албанское население Македонии не приемлет отношения к себе как к гражданам второго сорта. Оно рассматривает себя как часть единого албанского народа и в этом отношении психологически находится в преимущественном положении по сравнению со славянским населением Македонии, которому еще предстоит доказать другим балканским этносам свою самодостаточность. Кроме того, мобилизующим фактором албанского национализма является и чувство исторической несправедливости.

ПОРОХОВАЯ БОЧКА ЕВРОПЫ

Часто приходится слышать предложения о разделе или федерализации Македонии с целью развести не поладившие друг с другом общины. При ближайшем рассмотрении, однако, эти предложения не выдерживают критики. Помимо Македонии, Косово и Албании албанские общины проживают и в Черногории, и в Греции. Что же, и на территории этих стран возникнут албанские мини-государства? Ситуация усугубляется еще и тем, что граничащие друг с другом Греция и Албания по-разному интерпретируют принадлежность населенных албанцами территорий и численность проживающего на них населения. Внимательно следит за ситуацией в регионе и Турция, во всех балканских конфликтах выступавшая на стороне мусульман. Хотя турецкое правительство и не поддерживает "неооттоманские" настроения, полностью игнорировать призывы к солидарности с братьями-мусульманами оно не сможет. А это чревато новыми конфликтами по схемам: Турция – Греция – Албания, Турция – Болгария – Македония, Турция – Македония – Сербия и т.д.

Всеми этими факторами объясняется решимость Греции и Болгарии не допустить разрастания конфликта и поддержать Македонию. Очевидно, что и западные державы будут более активны в нейтрализации действий албанских экстремистов.

ВОЗМОЖНОСТЬ КОМПРОМИСА

Обе стороны конфликта должны быть готовы к уступкам.

Албанцы в Сербии и Македонии могли бы отложить планы по созданию собственного государства, не стоит им форсировать и федерализацию государств своего проживания. Албания, в свою очередь, могла бы более активно участвовать в албано-славянском диалоге, воздерживаясь от поддержки сепаратистских устремлений косовской и македонской общин.

Стабилизация албанского вопроса может осуществиться, если албанский сепаратизм будет ограничен требованиями культурной автономии и борьбы за права человека в рамках европейских стандартов. Великие державы, а также ООН, ЕС, ОБСЕ и НАТО, должны выступить гарантами этого процесса.

Александр ЗАДОХИН.

(По материалам зарубежной печати).