Номер 49 (794), 16.12.2005

"МОЛОДОСТЬ – НЕ ВОЗРАСТ, А СОСТОЯНИЕ ДУШИ

(Продолжение. Начало в №№ 43, 45-48.)

4. КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ ФИЛЬМЫ...

Рассказывая о событиях и фильмах МКФ "Молодость", мы лишь слегка коснулись содержания некоторых кинокартин, в частности, датской ленты "Обвиненный", получившей "Гран-при" как лучший фильм всей конкурсной программы.

Из предыдущих публикаций читатель уже знает, что гораздо большим успехом у фестивальной публики пользовались некоторые другие игровые полнометражные фильмы, четыре из которых были также отмечены Международным жюри в категории "Лучший полнометражный игровой фильм".

О них мы и расскажем.

Начнем с венгерского фильма "Обездоленный", который не только получил диплом в вышеназванной категории, но был также отмечен дипломом жюри экуменических организаций за необычный ракурс в котором рассказано о трагедии Холокоста.

"Обездоленный" – это режиссерский дебют одного из выдающихся кинооператоров с мировым именем Лайоша КОЛТАИ. Достаточно назвать хотя бы две его работы, которые не раз появлялись на экранах телевизоров. Речь о фильмах итальянского режиссера Торнаторе "Малена" и знаменитого Иштвана Сабо – "Театр" (по Сомерсету Моэму). Картина "Обездоленный" – это киноверсия одноименного романа нобелевского лауреата Имре КЕРТЕСА. Книга, казалось бы, не поддавалась экранизации. И все же Колтаи удалось найти адекватную форму для киноадаптации романа, написанного от имени главного героя – еврейского подростка Ковеса. Война, арест и гибель отца, Бухенвальд, в который попадает мальчик, навсегда закрывают дверь в его прежнюю счастливую жизнь. Но и возвращение из ада в Будапешт, где его встречает полное безразличие окружающих, тоже не обещает счастливого будущего. В своем последнем монологе подросток произносит парадоксальную, почти крамольную фразу: "Я понял, что моменты неповторимого счастья остались там, в Бухенвальде, где рядом были люди, которым я был не безразличен, которые спасали меня".

"Обездоленный" – это в первую очередь фильм о людях, не сломленных чудовищным насилием над личностью. Хотя сам лагерь смерти – Бухенвальд – воспроизведен Колтаи столь тщательно, что приехавший на съемки Кертес (он был одним из авторов сценария) не смог в нем находиться. Картина стала самой дорогой постановкой в истории венгерского кино.

По рейтингу жюри зрительских симпатий лента "Обездоленный занимала третью позицию.

Второе место в глазах зрителей разделили два фильма: "На Запад" и "Полумгла".

Российский фильм "Полумгла" молодого режиссера Артема Aнтонова, отмеченный Международным жюри дипломом в номинации "Лучший игровой полнометражный фильм", вызвал острую дискуссию на рабочей пресс-конференции. Многих смутил финал картины. Полумгла – это далекое северное село, в котором остались только бабы, ребятишки и старики. Идет война, и связь с внешним миром – только через черную тарелку репродуктора и полусумасшедшего инвалида-почтальона, привозящего на собачей упряжке похоронки. И вот в этом заброшенном селе появляются пленные немцы, конвоируемые сержантом и молодым лейтенантиком, для выполнения важного задания – постройки радиоретрансляционной вышки. Огромное впечатление оставляю эпизоды этапирования пленных через скованные морозом бескрайние леса в Полумглу. Страшная сцена – уход саней с грузом и людьми под лед. А после всех ужасов пути – лютая ненависть баб, встретивших полумертвых, обмороженных пленных вилами, кольями, топорами... Но постепенно между жителями Полумглы и немцами устанавливаются человеческие отношения, скрепленные совместной борьбой за существование, борьбой с голодом и морозом. В селе практически остались одни вдовы. И начинают образовываться новые семьи, зарождается любовь. Но приходит весна, а с ней налаживается связь с "большой землей". Приезжает отряд, командир которого сообщает, что ретрансляционная вышка, возвести которую стоило стольких трудов и жертв, не нужна. И не нужны больше... немецкие пленные. Немцев расстреливают, отряд уходит, а в селе остаются беспомощные старики, бабы, овдовевшие по второму разу, и дети, те, что осиротели за войну, и те, которым суждено родится уже сиротами. Вот такую историю рассказал в своем фильме Артем Антонов. Финал картины не только смутил некоторых журналистов, но вызвал протест автора сценария, предполагавшего другую концовку. Но тенденция рассказывать о войне ВСЮ правду в последние годы всё больше и больше завоевывает право на жизнь.

Еще один диплом Международное жюри отдало полнометражному игровому фильму "На Запад" Ахмета Имамовича (Босния и Герцоговина). Эта же лента, как мы писали, была награждена призом "Дон Кихот" от жюри международной федерации киноклубов FICO.

Картина "На Запад" еще раз подтвердила мнение, что балканский кинематограф стал явлением весьма интересным.

Если определить сюжет фильма как рассказ о прошедшей недавно войне, о сараевских событиях, это будет верно, но не точно. Война – за кадром, а в кадре только разруха, искалеченные жизни и души. Если сказать, что фильм о двух гомосексуалистах – юном виолончелисте, мусульманине Кенане и вечном студенте Милане – сербе, п ытавшемся спасти своего друга (для чего он переодевает юношу в женское платье и выдает за свою невесту) – это будет тоже соответствовать фабуле, но снова не исчерпает авторской мысли.

В первую очередь – это фильм о любви и преданности, о ценности человеческой жизни и свободы, о праве на существование любых меньшинств – национальных, религиозных, сексуальных... И еще одна интересная и интересно проведенная мысль: об умении услышать, почувствовать чужую боль и горе. Когда после страшных событий на родине Кенан уже один добирается до Парижа и рассказывает на телевидении свою историю, ведущая ТВ (ее играет Fанна Моро) с вежливым вниманием выслушивает юношу. Но когда он предлагает ей сыграть для нее на виолончели, ведущая удивлена: "Ведь ваша виолончель разбита?" "Я могу сыграть и без инструмента", – отвечает Кенан. И он "играет" на несуществующей виолончели, звучит страстная трагическая мелодия. "Но я ничего не слышу...", – говорит ведущая. "Значит, я не сумел сыграть достаточно громко", – отвечает Кенан. Вожделенный "ЗАПАД" не слышит человеческой боли тех, кто пережил кошмар мусульманско-сербской междуусобицы.

Блестящий сценарий, яркие выпуклые образы, изумительная операторская работа при захватывающем сюжете. Фильм смотрится на одном дыхании.

И наконец, лента, получившая приз как лучшим полнометражный игровой фильм. Мы уже писали, что это фильм "Айсберг" трех бельгийских режиссеров Фионы Гордон, Доминика Абеля (они сыграли главные роли в картине) и Бруно Роми. Напоминаем, что Фиона Гордон была признана на МФК "Молодость" лучшей молодой актрисой.

Представьте себе скромную молодую женщину – менеджера кафе, одетую в традиционную белую блузку и плиссированную миди-юбку, которая спешит домой к мужу и двоим детям, но, зацепившись шарфом за ручку двери холодильной камеры, остается в этой камере на всю ночь. Эта ночь ломает всю ее жизнь. Во-первых, возникает обида на мужа и детей, которые не замечают ни ее отсутствия, ни возвращения. Во-вторых, после морозильной камеры ей все время жарко. "Хрустальной мечтой" становится айсберг. Забравшись для охлаждения в рефрижератор, Фиона (так зовут и героиню) попадает на Север, где лишь начинаются ее приключения на катере "Титаник", в том числе и романтические. Последнее не должно удивлять зрителя, поскольку в героине можно было уже в начале угадать скрытый темперамент хотя бы по ее пристрастию к красному цвету (скромной длины юбка, злополучный шарфик и даже покрывало на кровати – красные).

Авторы фильма определяют его жанр, как бурлеск. Гордон и Абель – театральные актеры, работающие именно в таком жанре, опираясь не столько на слово, сколько на пластику, или, как определила Фиона Гордон, на "разговор тела". И действительно, где вы видели "рыдающие" ноги, точнее, ступни? Если, как было обещано, картину купят, то увидите. Поверьте, это очень смешно. Зал хохочет до слез, до колик. А те режиссеры, с которыми довелось говорить о фильме, откровенно завидуют тому изящному, тонкому мастерству, тому безупречному вкусу, с которым поставлен каждый эпизод.

Когда героиня, которой всегда жарко, пытается выпутаться из простыни, каждый раз застывая в недоумении, а-ля Карлсон, изображавший самое большое привидение, или когда она бубнит свои жалобы в подушку, или когда ее супруг зевает, просто зевает, в зале раздаются стоны: "Ой, я уже не могу больше смеяться".

Вот такой подарок преподнесла публике, подуставшей от серьезных фильмов, последняя конкурсная картина.

Нам осталось только рассказать об еще одной составляющей МКФ "Молодость" – о первом кинорынке в независимой Украине, который сам по себе стал праздником.

(Окончание следует.)

Елена КОЛТУНОВА.

На фото: кадр из фильма "Айсберг".