Номер 47 (1242), 5.12.2014
В Большом зале Одесской национальной музыкальной академии им. А. В. Неждановой состоялся творческий вечер лауреата украинских и международных конкурсов композиторов, лауреата Премии им. Бориса Лятошинского, доцента ОНМА Юлии ГОМЕЛЬСКОЙ "Юбилейная импреза".
Открывая концерт, ведущий Роман Бродавко предупредил слушателей, что здесь "все сделано с любовью". И с каждым звуком и даже "тенью звука" слушатели убеждались в многообразии добрых и нежных чувств героини вечера.
Композитор признается в любви к своей профессии. Это ощущается в той творческой энергии, которая кроется в каждом исполненном произведении и передается слушателям.
Композитор признается в любви к своим исполнителям. Музыка Юлии звучит на концертных площадках мира в исполнении музыкантов различных стран. Но на этот раз на сцену вышли одесситы - ее соученики и друзья.
Немало интересных историй довелось узнать тем, кто сидел в зрительном зале.
Вот одна из них.
На экзаменационном концерте первокурсница Ю. Гомельская должна была представить вокальное сочинение. И неожиданно заболела вокалистка. И тут на помощь пришла столь же молодая певица, которая не просто спасла экзамен, а смогла в полной мере раскрыть внутреннее содержание музыки композитора. А сейчас Лариса Зуенко, теперь уже заслуженная артистка Украины, солистка Одесской оперы, вместе с концертмейстером Ольгой Лисовой представила вокальный цикл на слова Анны Ахматовой "Заплаканная осень". Этот цикл Юлия писала во время пребывания в Великобритании. Учеба в Гилдхоллской школе музыки и драмы в Лондоне, затем год в Университете Сассекса, а следовательно, загруженность англоязычными проектами не помешали появлению произведения на русском языке. Так будет и дальше: вокально-драматическая сцена "Божественная Сара" на основе поэзии Майкла Ирвина, многочисленные вокальные сочинения на тексты современных англичанок Гвинет Льюис, Рут Пейдл, Долли Редфорд, Дженни Фонтана - и вместе с тем цикл "Есенин-пастели", продолжающий тему русской поэзии и также прозвучавший в этот вечер. Густое меццо заслуженной артистки Украины, солистки Одесского академического театра оперы и балета Татьяны Спасской ведет диалог с фортепиано (Татьяна Кравченко), и этот дуэт неожиданно обогащается гулким звучанием баяна лауреата международных конкурсов Валентины Солоненчук.
Многоязычие в выборе текстовой основы произведений - отличительная черта творчества Ю. Гомельской. Нежная акварельная хоровая зарисовка "Зимняя пастораль" - это своеобразная попытка взглянуть на русское поэтическое слово сквозь призму английского перевода, где отправной точкой послужили стихи Б. Пастернака в переводе Лидии Пастернак-Слейтер. А миниатюры "Люлi вiд Юлi" и "Кучерява Катерина" - попытки автора показать свой взгляд на украинские народные тексты, не прибегая к прямому цитированию мелодической основы. Исполнение этих сочинений хором "Ориана" под управлением Галины Шпак стало кульминацией концерта, его апофеозом. Но и другие произведения юбиляра принесли творческую радость исполнителям и слушателям.
Юлия Гомельская постоянно подчеркивает, насколько важна для нее личность исполнителя, для которого она создает свое произведение. Так, результатом настойчивости, проявленной бандуристкой, заслуженным деятелем искусств Украины, профессором Ниной Морозевич, и умению Юлии Гомельской откликаться на необычные предложения стало освоение украинского народного инструмента. Пьеса "Мереживо-живе", представленная в исполнении трио бандуристок "Мальвы", - воплощение нежных и радостных звуковых красок, напоминающих об украинском орнаменте, вышивках и народной резьбе. Это не единственный "бандурный" опыт композитора, есть даже сочетание бандуры с электроникой! (но в рамках одного концерта все объять, к сожалению, невозможно...)
Любые требования современных композиторов уже давно не являются препятствием для технических возможностей так называемых "академических народных инструментов". И если домра заслуженного артиста Украины, профессора Александра Олейника (концертмейстер - лауреат международных конкурсов Наталья Чуприна) в пьесе "Теплый дождь" звучит относительно традиционно, то тем более изысканно, элитарно воспринимается баянный тембр в пьесе "За тенью звука", которую с безупречной сценической элегантностью исполнил камерный дуэт "Каданс" - Елена и Иван Ергиевы. Эстафету народных инструментов в концерте подхватил квартет "Мурза". Для него сделана транскрипция фортепианной пьесы "Украиночка".
Камерную музыку композиторов Одессы трудно представить без ее талантливого, бессменного и преданного интерпретатора - ансамбля "Гармонии мира" под руководством Сергея Шольца. В его исполнении прозвучала премьера сочинения "Планета "Жизнь", посвященная этому коллективу.
Милую и обаятельную кларнетную "Сентиментальную серенаду" представил давний, еще со студенческих лет, друг композитора, профессор Зиновий Буркацкий вместе с пианисткой Надеждой Гомельской.
Ю. Гомельская не мыслит себя без преподавательской деятельности. Подхватив эстафету от своего учителя, Александра Красотова, Юлия Александровна ведет в музыкальной академии класс композиции. По ее словам, практически каждый из учеников - это "штучный экземпляр", который требует индивидуального подхода. Начинающий композитор в представлении Юлии Гомельской - это новая, зачастую непредсказуемая, неизведанная творческая сфера, которую приходится осваивать преподавателю, непрестанно ее формируя и совершенствуя. Конечно, в один концертный вечер нереально было бы вместить результаты творческого содружества учителя и его учеников. Но так совпало, что незадолго до "Юбилейной импрезы" прозвучала своего рода "прелюдия" к ней в виде отчетного концерта студентов класса композиции Юлии Гомельской. Слушатели оценили технически сложную "Балладу" для фортепиано Антона Кошелева, продемонстрировавшего не только свое композиторское мастерство, но и первоклассное владение инструментом. В этом, кстати, также состоит продолжение традиций своего педагога, ведь Ю. Гомельская - еще и отменная пианистка. Но исполнительскую ипостась ее музыкальной натуры сейчас старается воплотить дочь Надежда, выпускница аспирантуры по классу фортепиано, неоднократно представлявшая публике многие мамины сочинения, в частности Фортепианный концерт. Наставник Нади, заслуженный деятель искусств Украины, профессор Татьяна Шевченко также принимала участие в концерте, исполнив фортепианные миниатюры юбиляра.
Тронул сердца слушателей прекрасный, нежный романс для сопрано и фортепиано Екатерины Переклиты "Веснянка до сну" на стихи Ю. Андруховича. Самостоятельностью мышления отмечена работа с тембром и гармонией в хоровых пьесах Анны Копейки - "Ночное море" (слова В. Мороза) и "Ночная Одесса" (слова Е. Голубенко). Исполнение этих миниатюр стало одновременно и презентацией нового вокального коллектива - ансамбля студентов-музыковедов и композиторов под руководством профессора, заслуженного работника образования Украины И. Мазур. Также обратили на себя внимание камерные произведения выпускников Юлии Запорожец и Марины Бойко. Солидный творческий опыт продемонстрировала ассистент-стажер Анна Стоянова в кантате "Ты" для сопрано, скрипки, кларнета и фортепиано по поэзии Марины Цветаевой.
Юбилей Юлии Гомельской не остался незамеченным и в столице. В концертном зале Национального союза композиторов Украины в исполнении национального ансамбля солистов "Киевская камерата" прозвучали камерная симфония для струнных "В потоке пульсирующей Лиры", "Concerto Grosso" для скрипки и струнного оркестра.
Никакая музыка ничего не стоит, если у нее нет слушателей. Аудитория у музыки Юлии Гомельской постоянно расширяется. Слушатели воспринимают эту музыку с интересом, с любопытством и в конечном счете - платят ответной любовью автору, преданному жизни, работе, музыке.
Кристина ДЯБЛОВА,
Елена СЛОБОДЕНЮК.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.