Номер 38 (1233), 3.10.2014

ИЗЫСКАННЫЙ "ЖИРАФ", ПРОВОКАЦИОННЫЙ "КРАСНЫЙ ФОНАРЬ" И ДРУГИЕ

Торжественно открывшаяся в Музее современного искусства Одессы (Белинского, 5) выставка "Они вернулись!" и впрямь ознаменовала возвращение в родные пенаты произведения "одесских парижан", как порой называли членов "Общества независимых". Современная публика проявила большой интерес к одесскому авангарду начала ХХ века. Понятное дело, мещанским вкусам эта живопись и графика не соответствовала, в буржуазных домах была нежелаема, зато выражала актуальные на тот момент течения. Наши были-то не хуже "ихних", шли в ногу с теми же Матиссом и Пикассо...

Коллекция раввина Якова Перемена обладает таким обаятельным качеством, как способность передавать аромат неповторимого времени. Стоя перед этими произведениями, словно ощущаешь рядом одесситов, живших в нашем городе столетие назад. Строгие кубистические формы и экзотические фантазии, социальный подтекст и побег в мир грез - все это было, было в одесском искусстве... Пластичные нимфы Амшея Нюренберга, изысканные "Жираф" и "Попугай" Теофила Фраермана, портреты современников кисти Сигизмунда Олесевича, провокационные сцены из жизни уличных дамочек "Красный фонарь" и "На улице" Израиля Мексина - все интересно, все воспринимается с трепетом. Уже трещит по швам традиционная семья, ниспровергаются авторитеты академического искусства, рушится многовековой уклад, художники ищут новые формы, в воздухе пахнет озоном... Зная, к чему все это приведет, хочется всплакнуть, ведь жизнь разбросает по миру всех этих дерзких "независимых", далеко не у всех из них сложится удачно жизнь, и уж точно каждый пройдет свой путь не без потерь.

В 1919 году Перемен вывез свою коллекцию (230 предметов искусства) на пароходе "Руслан" в Палестину. Проделав огромный путь в пространстве и времени, часть коллекции ныне вернулась в Одессу. Но, к сожалению, это собрание, составляющее треть всей коллекции Перемена, не ввезено в Украину на постоянных условиях. Ведь по существующим в настоящее время законам владельцы коллекции обязаны заплатить налог в 30 % от цены покупки, а это почти 600 тысяч долларов. В итоге коллекция получила "постоянную прописку" за границей, но государство Израиль пошло навстречу фонду "Украинский авангард", то есть новоиспеченным обладателям коллекции, и помогло ввезти временно эти картины в Украину. Хорошо уже то, что все, кто увидел этот столетней давности одесский авангард своими глазами, смогут с гордостью рассказывать об этом событии своим детям. А может быть, что-то пересмотрят в законодательстве?..

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.