Номер 30 (1324), 12.08.2016

КИНО, КОТОРОЕ НАМ ОТКРЫВАЮТ

(Окончание. Начало см. "Порто-франко" от 29 июля и 5 августа с. г.)

В рамках Одесского Международного кинофестиваля прошло немало интересных встреч с гостями-кинематографистами, в ходе которых было высказано немало интересных мыслей и идей. Из всего этого обилия мы выбрали нескольких гостей, чьи мнения, с нашей точки зрения, весьма существенны для понимания нынешнего кинематографического процесса.

ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ:
"У ФИЛЬМА ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗРИТЕЛЬ"

Выдающийся российский режиссер-документалист поделился с участниками фестиваля своими мыслями об избранной им профессии.

"Если ты не в состоянии направить камеру на себя - ты не готов к профессии документалиста. Тест для любого человека, который хотел бы делать документальное кино - попробовать снять разговор с собой в зеркале так, чтобы потом самому было не противно смотреть. За свою долгую жизнь и опыт в документалистике я почти ни одного честного фильма-автопортрета не видел, видимо, потому что это близко к невозможному. У меня это тоже не получилось. Это тест, который поможет почувствовать себя и степень собственной искренности и открытости, а это и есть мерило для документального кино".

"Если ты своему герою не интересен, то он будет не интересен твоему зрителю. Заинтересованность должна быть взаимной. Всех героев ваших фильмов объединяете вы своим интересом. Мне Путин не менее интересен, чем девочки из группы "Тату". Если нет интереса, то зачем вообще делать кино?"

"Я советую быть внимательным к тому, что происходит вокруг вас, и не держаться за свою концепцию, кажущуюся единственно верной. Я видел много фильмов, где чувствовалось, что автор придумал картину и насиловал реальность, дабы не отойти от своего намеченного плана. Фильм моментально уничтожается. Там могут быть прекрасная операторская работа, монтаж, музыка, но не будет желания ее смотреть, потому что не будет зрительского контакта".

"У фильма должен быть зритель, даже если это - один человек. Если у фильма будет один человек, то будут миллионы".

"Мне не очень симпатично слово "безжалостный", особенно в отношении документалистов. Врач, который оперирует на открытом сердце, безжалостный? Он заставляет проходить пациента через боль, но боль является составляющей лечения. Если знаешь, что ты лечишь, то ты можешь быть безжалостным, но если ты вскрываешь брюшную полость просто посмотреть, тогда это совершенно другое".

"Документалист не может быть порядочным человеком в общепринятых категориях. Человек рассказывает вам свою жизнь, как он ее представляет, а вы берете ножницы и сокращаете ее лет на 50. Вы выбираете то, что вам нужно, а его первую любовь, его потери, его осмысление выкидываете за ненадобностью. Порядочный человек так сделает? Но если ты этого не сделаешь - ты не документалист".

"Есть популярный журналистский вопрос: "Если горит дом, то вы будете снимать или тушить?" Так вот, те, кто будет тушить - плохие документалисты, а те, кто снимать - хорошие".

"Документальное кино - это художественное осмысление реальности. Взгляд всегда является личной оценкой".

КРИСТОФЕР ХЭМПТОН:
"ЧЕМ БОЛЬШЕ СВОБОДЫ, ТЕМ СЛОЖНЕЕ..."

Председатель жюри международного конкурса ОМКФ-2016, британский сценарист и режиссер, обладатель премий "Оскар" и BAFTA, провел мастер-класс, в ходе которого рассказал о своем опыте работы в Голливуде, чем киносценарий отличается от пьесы, и о многом другом.

"У меня было медленное развитие карьеры киносценариста, но быстрый взлет как театрального драматурга. Я пишу для театра с 17 лет.


Когда я впервые решил попробовать написать сценарий для фильма, я думал, что это будет проще, чем создавать пьесу для театра, ведь действие не ограничивается территориально. Но я ошибся. Чем больше свободы, тем сложнее с ней управляться.

В кино - как в казино: тебе может везти, а может не везти. 18 моих сценариев из 30 были экранизированы, я счастливчик".

"Через год работы с Дэвидом Линчем я научился монтировать и усвоил другие технические особенности. Сценарист должен это знать, ведь ему нужно не просто написать текст, но буквально видеть фильм".

"Дэвид Кроненберг, увидев мою пьесу про Юнга, попросил меня написать сценарий на 87 страниц. У меня получилось 103, а после всех его правок осталось 88 страниц. Самый главный урок, который я вынес, работая с ним - экономия нужна во всем".

"В Голливуде часто заставляют "разбавлять остроту" в сценариях, хотя, когда я работал над "Опасными связями" со Стивеном Фризом, этого не было. Наша телевизионная компания была на грани банкротства, поэтому у нас была полная свобода".

"Писать - это быстро, а вот готовиться к этому приходится долго и сложно. Чем энергичнее вы пишете, тем эмоциональнее будет картинка на экране. Нужно учитывать, что из сценария много энергии будет потеряно, поэтому изначально в тексте ее должно быть как можно больше".

"При написании сценария важно, чтобы сцены были густыми, чтобы они раскрывали сразу несколько тем. Диалог - это часть сценария, которую я люблю писать больше всего. Слова в фильме столь же важны, что и образы".

МАРИНА РАЗБЕЖКИНА:
"В РЕАЛЬНОСТИ ОБЪЕКТИВНОЙ ПРАВДЫ НЕТ"

Основатель Школы документального кино и театра провела на фестивале мастер-класс под названием "Охота на реальность".

"Для документального кино всегда подходящее время. Я жалею, что его не было во времена декабристов, потому что об этом периоде истории мы знаем только из романов, а они - миф".


"Телевизионные документалисты работают с первым слоем реальности. Кинематографисты в этом жанре идут дальше, потому что реальность состоит из многих глубинных плоскостей. Отношения вовсе не простые".

"Кино не может быть ни добрым, ни злым - оно обладает огромным количеством оттенков. Это режиссер может хотеть казаться добрым".

"Герой должен быть способен предлагать свою жизнь. В настоящее время многие готовы пойти на это. Когда человек говорит: "Убери камеру!", это не всегда означает, что он не хочет, чтобы его снимали. У нас это в культуре заложено - отказываться. И если режиссер уйдет после первой такой просьбы, то, обернувшись, он может увидеть в глазах человека немую фразу: "Дура, куда ты пошла?"

"Реальность - понятие, которое не определяется по словарю. Каждый раз оно значит что-то другое. В реальности объективной правды нет. Многие говорят, что реальность - это то, что нам понятно, но мы не видим и половины ее".

"Снимая человека в документальном кино, мы продлеваем его жизнь навечно. Это большая ответственность перед героями".

"Вам не должно быть комфортно, если вы снимаете. Вам должно быть холодно, страшно, больно. Память тела помогает сделать кино чувственным".

"Сопли в сахаре - это не есть реальность. Счастье мы испытываем не тогда, когда все в порядке, а когда ты на пределе, на грани, и когда ты преодолеваешь пропасть".

"Задача режиссера - расширить поле зрения. Люди обычно не слишком сильно отличаются от бабушек на скамейке возле подъезда, которые не могут представить, как девушка в короткой юбке может ходить хоть куда-нибудь, кроме соседа Кольки. Я часто вижу кино, сделанное такими бабушками 25 лет. У них устаревший взгляд, они не хотят понимать современную реальность".

"Начинать кино нужно с малого. Одна моя бывшая студентка жаловалась, что не может найти тему. Единственное, что ее волновало в то время, - это покупка ее матерью очень дорогого обеденного стола. И это отличная тема, через нее можно понять отношения между близкими людьми. Режиссеру-документалисту не нужно взбираться на Джомолунгму или переплывать море, чтобы найти историю для фильма. Она всегда где-то рядом".

"Кино само по себе - это музыка, даже если она в нем не звучит".

КРИСТИАН ПЕТЦОЛЬД:
"У КИНО И ФУТБОЛА ЕСТЬ ЧТО-ТО ОБЩЕЕ"

Сценарист и режиссер, представитель "берлинской школы" рассказал о принципах своей работы, источниках вдохновения и почему ему не интересен Голливуд.

"Деньги тесно связаны с сильным желанием и воображением. В американских фильмах бандиты долго их крадут, а потом в один момент все теряют - они попросту не знают, что с ними делать. В самих деньгах нет ценности, самое важное - это страсть".

"Когда я пишу сценарий, я не думаю о своем детстве. Но как только дело доходит до съемочного процесса - тут-то все и начинается! На съемках проявляются истории из моей жизни и жизни актеров, это как личный дневник. Съемка создает наилучшие условия, чтобы рассказать историю".

"Время от времени актеры привносят новшевства в свои роли. Я не большой поклонник изменений, хотя и не диктатор".

"В каком-то смысле я ненавижу театр. Но что мне в нем нравится - это репетиции. В театре актерам все приходится повторять снова и снова. Кино же - это момент, мы работаем в моменте".

"В Германии телевидение до сих пор является образовательной институцией. Мы должны говорить с немцами, будто они наши ученики".

"Голливуд - режиссерская мечта. Многие рвутся туда, чтобы создать картинку 1950-х. Но такого Голливуда давно не существует. Мне перевалило за 50, и этот миф меня больше не интересует. Я предпочитаю сидеть в Берлине, работать с друзьями и чувствовать независимость".

"Обычно комедии пишутся группой сценаристов из 5-6 человек. В Германии дела с соавторством обстоят довольно плохо, все приходится делать самому".

"Мне нравится смешивать "поп" с такими темами, как холокост. Я люблю рассказывать историю о том, что происходит после, о возвращении домой. Голливудская картинка холокоста мне не интересна".

"Ненавижу фильмы, которые гонятся за "больными" вопросами общества. Кино не должно строиться на таких историях. Гораздо лучше, когда сюжет фильма сам встречает реальность".

"Русская литература научила меня тому, что нужно во всем искать баланс. Например, Чехов: смеется и над плохими, и над хорошими, но всегда держит с героями дистанцию. Поддержка и сопереживание - не одно и то же".

"На самом деле у кино и футбола есть что-то общее. Футбол тоже рассказывает о стране. Украинский футбол - беспорядочный, но такой талантливый!"

Наш выбор вовсе не означает, что другие гости были менее интересны. А тем из наших читателей, кто хотел бы получить более полное представление об ОМКФ-2016, советуем зайти на сайт фестиваля. Ввиду невозможности успеть побывать везде, где хотелось бы, мы пользовались материалами этого сайта, за что выражаем благодарность пресс-службе фестиваля.

Материалы полосы подготовил Александр ГАЛЯС.