Номер 27 (1420), 10.08.2018
Девятый Одесский международный кинофестиваль - это не только художественное кино, но и документальное.
Лента внеконкурсной программы "Специальные показы" - документальный фильм-размышление "Into_нация большой Одессы" режиссера Александра Бруньковского - собрала зал на полтысячи мест, да еще и не всех желающих удалось посадить - такого не ожидали организаторы. В Фестивальном центре "Родина" было буквально паломничество на этот фильм, представляющий собой своеобразную оду Одессе. Облик города, который стал пристанищем для людей разных национальностей и вероисповеданий, городу, у которого есть свой особенный язык - язык юмора, дан через монологи "уехавших", но не только. Действительно, иной раз мы, оставшиеся, удивляемся: куда они все едут? Почему же люди все равно уезжают из Одессы и почему Одесса никуда не уезжает из них?
Знаменитые одесситы порой высказывают догадку: европейские корни Одессы так глубоки, что при желании в Париже можно найти квартиру с такими же балконными дверями, а в Берлине воображать, что за углом увидишь знакомый спуск к морю. Не весь ли мир - Одесса? Конечно, не весь, иначе не было бы этой ностальгии, постоянного желания вернуться, узнать, что да как в любимом городе.
Александр Бруньковский зарубежным зрителям советует не концентрироваться на смысле, вслушиваться в интонацию, с которой говорят герои фильма. А продюсер картины, известный журналист и кинообозреватель Сусанна Альперина, объясняет, почему именно Михаил Жванецкий не говорит с экрана ни слова: "Мы часто можем услышать, как Михаил Михайлович говорит, но только в нашем фильме можем увидеть, как он думает!" К слову, думает писатель-сатирик на экране очень впечатляюще, и ничего смешного в его мыслях, увы, нет.
Мы видим, как прекрасная Оксана Фандера выгуливает породистую собаку по Приморскому бульвару, как шутят в гримерке Ростислав Хаит и Леонид Барац, погружаются в воспоминания Марлен Хуциев и Виктор Лошак, обаятельно хохочет, разучивая оперную арию, Анна Шафажинская, рисует и занимается ленд-артом очаровательная молодая художница Ирина Озаринская при помощи своего неаполитанского бойфренда Мимо (полное имя - Доменико)... Ну назовем еще Иосифа Райхельгауза, Михаила Левитина. Романа Карцева. Для показа в Одессе предоставили двухчасовую версию фильма. Осенью по фестивалям, требующим более сжатого формата, поедет сокращенный вариант, причем авторы следили за реакцией одесской аудитории, коррективы внесут, исходя именно из нее. Будет жалко, если вырежут прекрасные операторские работы, связанные с высотными полетами над Одессой, - от них захватывает дух у одесситов; но наш город полюбят в любом уголке мира, увидев эту красоту.
Конечно, скажете вы, а как же одесситы в Штатах и Австралии, неужели им нечего сказать? А вот следующий фильм как раз и будет сниматься там.
- Радостная новость: инвестор для поездки в Америку и Австралию у нашей картины уже нашелся, как раз во время нашего нынешнего приезда в Одессу, - говорит Сусанна Альперина. - В этом помог Всемирный клуб одесситов. Работу планируем начать основательно в 2019 году. Но уже в 2018-м представим идею проекта на питчингах в деловых секциях нескольких кинофестивалей.
На фото: Оксана Фандера.