Номер 26 (1271), 17.07.2015

"ПОЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ
ЧУТЬ-ЧУТЬ БОГАМИ"

В 1960-80-х годах в Одессе насчитывалось более 20 любительских театров. Для них даже проводили фестиваль "Театральная весна". Нынче из тех многочисленных коллективов остался один. А именно - театр "Встреча", созданный без малого тридцать лет назад режиссером Виктором Рыбченко. За эти годы театру не раз приходилось менять адреса (сейчас он базируется в Доме медработников, на Греческой, 20), но работа не останавливалась ни на один день. Уход из жизни создателя театра только сцементировал студийцев. Эстафету учителя подхватил Николай Данилюк, и весьма успешно. Его постановка "ДНК" (по мотивам пьесы Александра Югова "Птицы") имела успех сразу на двух международных фестивалях.

Из литовской столицы, где проходил фестиваль любительских театров "Вильнюсская рампа-2015", одесситы привезли две награды: Галу Реут отметили "За лучшую роль второго плана", а Екатерину Деревянкину - за лучшие костюмы.

Буквально вслед за этим театр отправился в Николаев на фестиваль "Южные маски", где тоже получил два диплома: за лучший экспериментальный спектакль и за лучшее художественное оформление.

Понятно, что мы не могли обойти вниманием эти успехи и отправились в Дом медработников...

- Зачем нужны фестивали? - переспрашивает Николай Данилюк. - Себя показать, других посмотреть, услышать оценку нашей работы - от профессионалов и зрителей, которые нас видят впервые.

Директор театра Наталья Тютюник достает дипломы. Обращаем внимание, что на обоих фестивалях было высоко оценено оформление спектакля "ДНК".

- Многие коллективы были без оформления: приехали, сыграли, уехали. Без особых декораций, костюмов, - говорит Наталья. - Мы же привезли полноценный спектакль.

Кроме наград, из Вильнюса одесситы вернулись с хорошим настроением. По их словам, на фестивале было много веселья, импровизации. Тон был задан на открытии, где каждый театр показывал "визитку" в виде "капустника". Наши актеры отличились тем, что в финале своего выступления заставили весь зал подпевать одесскому гимну...

Из других впечатлений особенно запомнился мастер-класс, который провела режиссер Вильнюсского театра "Арлекин".

- Это театр клоунады, - рассказывает Наталья Тютюник. - Так что было интересно всем участникам. Особенно, когда получали задания. Четвертый день общения с коллегами - и тут мы гавкаем друг на друга, ползаем, почти за ноги кусаем, за уши дергаем.

Но как не посмотреть спектакли других участников?! Выступлениями коллег актеры "Встречи" остались довольны.

- Уровень театров был хороший, - считает Н. Данилюк. - Что характерно: все разные - по выбору репертуара, по стилистике. Нам, да и многим, понравилось выступление Минского театра "САТРАП". Они показывали спектакль "Сиротливый Запад". Пьеса жесткая. Герои - два брата, причем один из них убил папу своего.

Здесь рассказ режиссера подхватывают остальные.

- Отстрелил ему полголовы.

- Отомстил за детские обиды.

- Потому что тот плохо отозвался о его прическе.

- Интересно было наблюдать за актерами, - продолжает рассказ руководитель "Встречи". - Ощущалась у них очень сильная энергия, которая не терялась в мизансценах, в режиссерских придумках.

Но сравнивать пришлось не только творческие достижения. Одесский театр был в Вильнюсе практически единственным, приехавшим за "свои кровные". Остальным участникам так или иначе помогают.

Так, из Белоруссии приехал студенческий театр технического университета: его уже сорок лет поддерживает вуз. Были коллективы, где руководители и художники находятся на ставке в местном, по-нашему, управлении культуры. Красноречивая деталь: в некоторых коллективах собирали чеки или билеты - для отчета. У наших, увы, такой необходимости не было...

Впрочем, к этой теме нам еще предстояло вернуться, а пока продолжили разговор о поездке в Николаев.

Тут впечатления были более сложными. Спектакли шли весь день, и полный зал собирался только на вечерние представления. Одесситы же выступали днем.

Зато сцена Николаевского русского театра, где проходил фестиваль, актерам очень понравилась. Да и зал реагировал отменно. Аплодировали даже в середине спектакля. Чем-то наш театр зрителей задел.

- Одна из главных мыслей (ее произносит главный герой) - "Все, что происходит со мной, уже на свете было", - размышляет Н. Данилюк. - Эта цепочка повторяемостей понятна и очевидна. И когда мы начинали работать над спектаклем, то пытались понять, что же происходит с человеком в то время, когда меняется мир. Меняются ли его эмоциональное состояние, душа? И мы - театр - говорим: да, меняется духовность человека.

В Николаеве обсуждали сразу все спектакли, которые шли в тот день. Как вспоминает Н. Данилюк, предыдущие постановки жюри просто "раскатало". Но когда дошло дело до "ДНК", один из членов жюри сказал: "Я ваш спектакль понимаю". А другой вообще сделал комплимент: "Я бы сам с удовольствием поучаствовал в таком представлении".

- Самое приятное, что на этих фестивалях мы находились в своей среде, - говорит Татьяна Бербат. - У нас, в Одессе, любительский театр - это немножко стыдно. А вот Вильнюсский фестиваль провела Ассоциация любительских театров. Там считается, что аматорский коллектив - это нормальная культурная единица. Есть профессионалы - это для них работа, а есть любители - тоже часть культуры. В Одессе это недооценено. Потому, когда мы приехали туда, где это развито, мы просто расцвели.

- Почувствовали себя чуть-чуть богами, - пошутил один из актеров.

Жаль только, что "богами" наши аматоры могут почувствовать себя только за пределами своего города.

Оксана СИТИНСКАЯ,
Андрей ТИШКОВ.