Номер 17 (1361), 19.05.2017
Завершился 23-й международный фестиваль искусств "Два дня и две ночи новой музыки", собиравший почитателей музыкального авангарда в Большом зале и нижнем фойе филармонии.
НОТ УЖЕ НЕ СЕМЬ
Накануне фестиваля в Малом зале Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой состоялся бесплатный мастер-класс американского фаготиста Джонни Рейнгарда, на котором он объяснил нашим духовикам, как богаты возможности использующей обертоны музыки, показал, как интересно могут звучать отдельные части фагота, если его разбирать по ходу пьесы (авторские произведения "Дюна" и "Занзибар", имитирующие движение песков, крик слона, рокот тамтамов были тому примером). Джонни Рейнгард мыслит не полутонами, а сотыми частями тона, то есть "центами".
- Не верю в абстрактную музыку, - признался Джонни. - Музыка должна быть программной, носить конкретное название, вызывать конкретные ассоциации! Что касается импровизации, могу дать универсальный совет: сделайте ошибку вашим другом. Повторяйте ее снова и снова, это уже будет прием...
ШЕЛЕСТ, ЗВОН И СКРЕЖЕТ
Поскольку репертуар новой музыки неизвестен слушателям, ошибок тут и быть не может - слушатели их не заметят, ибо не знают, "как надо". Тем более, если музыканты совершают поиски в области перкуссии. На прошлых фестивалях слушали мы уже музыку на бутылках, была поющая пила, на сей раз звенели кастрюли, щетки, терки и прочие кухонные предметы в ярких "Песнях" Стюарта Сандерса Смита, которые исполнила немецкая перкуссионистка Вера Зеедорф. Впервые на фестивале объединённый состав перкуссионистов из Фрайберга и Любека представил никофон - металлическую коробочку, из которой палочками можно искусно извлекать самые разнообразные шумы, а рядом стоят и резонируют медные чаши.
Подумалось - если так пойдет и дальше, кастрюли действительно пригодятся нам разве что в качестве музыкальных инструментов...
ЭЛЕКТРОНИКА, ХОРЫ И ИГРУШЕЧНОЕ ПИАНИНО
Швейцарское трио "Тотем" показывало мудреный перформанс с применением видео, танцевала фосфоресцирующая певица Каролина Ойрих, демонстрировали свое искусство сразу три хора, баритон из Одессы Андрей Малинич исполнил партию Пьеро в трех сочинениях, причем одно было его собственным... И много еще чего интересного происходило, в том числе дебюты молодых композиторов, еще не покинувших студенческую скамью.
На игрушечном пианино играла одесский композитор Кира Майденберг-Тодорова, а на обычных, но все равно необычно - ансамбль современной музыки Senza Sforzahdo под управлением Александра Перепелицы. Парад пианистов и пианисток оказался, как всегда, впечатляющим: у рояля (настоящего, заметьте!) были и Александр Перепелица, и Виталий Кияница (особенно тронуло его авторское сочинение "Эйфория"), и Вера Куусику, и Марина Мохрякова...
Бессменный президент "2Д2Н" Бернхард Вульф (Фрайбург) и арт-директор фестиваля, композитор Кармелла Цепколенко (Одесса) не устают привлекать новых участников. Но вот что им "мешает": в Одессу все хотят вернуться! Всеми правдами и неправдами. С новыми сочинениями, и даже в новых составах (исполнители просачиваются в другие ансамбли и едут на фестиваль в новом качестве). Пусть так будет и дальше! А за последней ночью 23-го фестиваля уже наступил первый день подготовки 24-го, который состоится ровно через год. Есть у Кармеллы Цепколенко мечта проводить, кроме фестиваля, двухнедельные "Дни современной музыки", как это принято во многих странах от Канады до Австралии. Зная ее, можно не сомневаться, что получится осуществить и эту задумку.
Виолетта СКЛЯР.