Номер 10 (1542), 15.04.2021
Нормы этикета отражают нравы своего времени. Давайте посмотрим, как они поменялись за последние 500 лет.
Гигиена и чистота
Современные люди, по крайней мере большая часть из нас, знают, что мыться надо каждый день, равно как и менять одежду. Однако в Средние века и вплоть до начала ХХ века считалось, что банные процедуры вредны — они якобы раскрывают поры, через которые в организм проникают болезни. Другая причина отказа от контакта с водой — намеренное отрешение от земных радостей — была особенно распространена в фанатичных религиозных кругах Средневековья. Некоторые монахи и блаженные гордились, что умывались только дождем, а ноги их касались воды, лишь когда они переходили реку вброд.
Побочным эффектом такой нелюбви к чистоте были многочисленные насекомые, населявшие головы и одежды людей. У трубадуров даже был романтичный обычай пересаживать вшей со своего тела на любимую даму, чтобы в них "смешалась кровь". А гнид любовно называли "божьими жемчужинами".
На картинах эпохи Возрождения часто дамы изображены с маленькими зверьками: хорьками, горностаями, а позже и собачками. Эта любовь к животным носит очень практичный характер. Температура тела у них выше, чем у человека, поэтому они служили своего рода приманкой для блох, которые перескакивали с людей.
С дискомфортом от укусов насекомых справлялись специальными палочками-чесалками, которые крепились к поясу или вееру. Существовала целая индустрия производства этих палочек. Их украшали драгоценными камнями и делали из дорогих пород дерева и металлов.
Мода XVII-XVIII веков требовала от дам плотного грима, под которым зрели акне. Чтобы дополнить "красоту" и стать совсем неотразимой, прыщи прятались под "мушками", а вместо своих бровей носились накладные из мышиных и соболиных шкурок. Отсюда и выражение "соболиные брови", то есть роскошные, густые. Только вряд ли мы бы нашли красивыми настоящие соболиные брови, если бы повстречали их на улице.
Мода и дресс-код
Сегодня мы можем целый день проходить в одной и той же одежде, а старые правила этикета гласили, что для каждого действия и выхода должен быть свой наряд: платье для прогулок, для обеда, утренний наряд, вечерний гарнитур. На обед нельзя было выйти в том же, в чем на завтрак, а к ужину полагался фрак. Замена его на смокинг в начале ХХ века вызвала бурю возмущения в аристократических кругах, но время и стремление к простоте взяли свое.
Сегодня же одно упоминание о дресс-коде вызывает у обычного человека внутренний трепет и сопротивление. Это, скорее всего, проявление страха и неуверенности в том, что хватит знаний и умений выбрать достойную одежду, чтобы соблюсти дресс-код. Интерес к этикету и растущее количество публикаций на эту тему помогают получить недостающие знания. Традиция возрождается, и в ближайшие годы нас может ждать рост количества мероприятий, где люди будут одеты в соответствии с заявленным кодом.
Правила хорошего тона еще до начала ХХ века запрещали дамам появляться на улице с непокрытой головой. В книге о правилах поведения молодых девиц XIX века говорится, что поправлять ленты на шляпе на улице неприлично. Это правило можно сравнить с современным запретом на нанесение макияжа в общественных местах; такая процедура интимная и требует уединения.
Мода на шляпы менялась с каждым сезоном. Для их хранения использовались специальные круглые коробки, которые можно увидеть в фильмах о старых временах. Иметь большое количество шляп считалось верхом стиля. Поэтому дамы шли на ухищрения — по-разному украшали одну и ту же основу. В каждом приличном городе была мастерская шляп, где работали модистки. Коко Шанель как раз начинала свой путь на модный олимп с этой профессии.
Сейчас дамы почти не носят этот аксессуар. В шляпе неудобно ездить в общественном транспорте. Это поняли еще в начале ХХ века, когда в Москве вышло постановление о запрете дамам в шляпах заходить в трамваи. Это было вызвано и нормами безопасности — часто эти головные уборы были утыканы длинными булавками, торчащими из-под перьев и цветов, которыми были украшены поля.
Сегодня в шляпе неудобно ездить в машине, ее некуда деть, когда мы заходим в помещение, потому что гардеробщицы часто отказываются брать их на хранение.
Носить брюки тогда тоже считалось моветоном. Поэтому мода на велосипеды была воспринята обществом в штыки. Широкие шаровары с юбкой до колен впервые надела Амалия Блумер — борец за права женщин. С тех пор такая одежда для езды на велосипеде называлась блумеры.
Первая мировая война смягчила нравы в отношении брюк — дамам было неудобно в широких юбках помогать мужчинам и ухаживать за больными. Им разрешили более удобную одежду, но только во время работы. Выйти в свет или на улицу в таком виде по-прежнему считалось моветоном. Однако известный французский модельер Поль Пуаре "изобрел" широкие брюки и ввел их в дамский гардероб. Это было, конечно, подобно взрыву бомбы. Стоит посмотреть на лицо графа Грэнтем в сериале "Аббатство Даунтон", когда его младшая дочь явилась к столу в брюках, копируя образ известной танцовщицы и импресарио Иды Рубинштейн, чтобы понять те чувства, которые испытывали люди позапрошлого века.
(Окончание следует.)
Подготовлено по материалам сайта "Профессионалы".