Номер 07 (1400), 2.03.2018
Одесской филармонии - 85! В числе праздничных мероприятий оказалась и проведенная в камерном зале презентация книги "Музыка и слово".
Над этим подарочным изданием (тираж - 200 экземпляров) работа велась целое десятилетие. Главы "Камерный оркестр", "Дуэт "Доля", "У рояля - Саксонский", "Богатство воспоминаний Михаила Бакальчука" и другие раскрывают секреты артистов, служащих в филармонии музыке либо слову. Интервью с дирижерами Игорем Шавруком и Владимиром Диким позволяют многое узнать не только о жизненном пути каждого музыканта, но и о тонкостях взаимоотношений с филармонической публикой.
"С новой музыкой не всегда попадаешь, как говорят, в десятку, - приводятся в книге слова Игоря Шаврука. - Не всегда и не все ее понимают и воспринимают.
Да и вообще слушание музыки - это сложный умственный, психологический и нравственный процесс. Для восприятия нужно иметь еще и способности, и желание услышать. Даже среди моих знакомых есть такие, что, услышав что-то новое, категорически заявляют: это не моя музыка! Я же им предлагаю послушать еще и еще, и наконец вижу, что и они нашли в этой музыке то, что коснулось их душ. Так что к новому все же надо терпеливо приобщать, поэтому мы строим свои программы так, чтобы среди классики звучали и произведения наших современников".
- Подборка интервью, очерков, зарисовок, написанных в результате личных встреч с артистами филармонии, а также выдержки из публикаций в прессе за многие годы - всего лишь мгновения, запечатлевшие движение большой жизни творческого коллектива, - рассказала автор книги Полина Овчинникова. - Была попытка приоткрыть завесу в творческую мастерскую собеседников. В итоге я услышала объяснения в любви к профессии и к родному дому - филармонии.
Директор филармонии Галина Зицер назвала книгу "и праздником, и данью памяти тем, кого рядом уже нет".
"Не могу не сказать об очень важном как для меня, так и для других артистов, мастеров слова - о работе с нашей Зинаидой Григорьевной Дьяконовой, блестящим режиссером, мастером русской словесности, актрисой, - рассказывает на страницах издания лектор-музыковед Анна Розен. - Она говорила: "Вы должны выйти на сцену и увидеть чьи-то глаза. Найти какого-нибудь человека, которому вы будете адресовать свое слово. Не "в общем", а кому-то определенному. Найдите такого человека". Зинаида Григорьевна давала очень много полезных советов. А у меня была программа, в которой я в определенный момент не могла выйти из тупика, недоставало какой-то связи, мостика. Поделилась с Зинаидой Григорьевной: "Я бы сказала вот так, но ведь это не совсем так, этого не было на самом деле!". А она мне отвечает: "Неважно. Фантазия должна присутствовать, вы имеете на это право. Есть допуск, и вы можете украсить программу, если это поможет вам логически выстроить материал"... А еще она учила на примере античного театра, в котором артисты выходили на сцену на котурнах - обуви на высокой подошве, чтобы визуально увеличить свой рост, придать своему облику величия. И самое главное, учила нас Зинаида Григорьевна, чтобы на сцене мы не чувствовали этих котурн, искусственной приподнятости: "Помните, что вы такая же, как и все, между вами и зрителем простые, доверительные отношения. Тогда будет результат".
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.