Номер 06 (1538), 18.03.2021

ЭТО НЕ О ВНЕШНЕЙ РЕАЛЬНОСТИ, или ВИЗИОНЕРСТВО НЫНЧЕ В МОДЕ

В Музее западного и восточного искусства проходит аудиовизуальная выставка Mеtamorphosis, автором которой является известный украинский визионер, преподаватель Венской Академии виженари-арта IhtiAnderson. На выставке представлены его масляные полотна, ультрафиолетовая галерея и инсталляции. Юрий (таково его настоящее имя) серьезно занимается visionary art, новым искусством с древними корнями, которое само по себе многие считают духовной практикой.


— Однажды меня пригласили в Россию на фестиваль, который проводился на открытом воздухе, — рассказал художник. — Там я понял, что полотна — это не совсем тот формат, который хорошо смотрится на природе, в лесу или на поляне. Таким образом, я пришел к тому, что нужно экспериментировать с тканями и пробовать рисовать не только на черных полотнах (потому что все началось с черных полотен) флюоресцентной краской. Я пришел к тканям различных цветов, которые хорошо сочетаются с природой, создают различного рода атмосферу. Начались эксперименты с тканями, сетками, растяжками, я купил аэрограф, попробовал им рисовать. Пошло замечательно. Я нашел свой стиль. Методом проб и ошибок пришел к конструкциям, инсталляциям, которые мало того, что хорошо смотрелись на фестивалях и выполняли свою функцию тени, накрывая танцполы, красиво выглядели и выдерживали порывы ветра, что немаловажно. Опять-таки, методом проб и ошибок работал над аэродинамикой конструкций. На российской сцене удалось достичь определенного успеха, инсталляции стали выдерживать ветер, защищали танцующих от солнца. После нескольких успешных фестивалей в России мы, то есть, я и моя команда, отсняли много материала, там были фотографии, видео с декорациями, их заметили на европейских фестивалях. А начинал я с росписи одежды, и до сих пор иногда этим занимаюсь. Современное искусство допускает любые эксперименты, вплоть до шокирующих. На мой взгляд, искусством можно называть то творчество, которое трудно повторить обывателю, обычному человеку. Или даже недостижимо! Уровень должен быть настолько высоким, чтобы его можно было достичь только путем долгих тренировок, практики, многолетнего опыта. Картины, которые смог бы нарисовать и ребенок, я не назвал бы произведениями искусства.

Юрий вместе с семьей много путешествовал по Востоку, был в Индии, Непале, Таиланде.

— Как вы можете заметить, во многих картинах я вдохновился этими впечатлениями, — продолжает художник.— Все картины содержат тот или иной смысл, то или иное послание. Все, что я рисую, относится к направлению visionary art, этот тип искусства хорошо развит в Европе. Есть даже академии, работающие в этом направлении. Такое искусство идет изнутри. Это не о внешней реальности, это не о чем-то материальном, это больше о видении, внутренних переживаниях, опыте, медитативных практиках. Видения бывают у всех: во снах или глубоких медитациях, во время занятий йогой, молитвы или неожиданно посреди обычного дня. Задача художника — это зафиксировать. В этом и заключается отличие художника от простого человека: он может фиксировать то, что увидит, и передавать это посредством рисования. И зачастую информация, скрытая в видениях, может играть очень важную роль для персоны, а иногда и для всего человечества, так как мир подсознания напрямую связан с миром ментальным. Для того, чтобы подчеркнуть эту информацию, я использую символы и знаки разных народностей и культур, размещая в смысловой основе сакральную геометрию.

Юрий пробовал разрисовывать мотоциклы при помощи аэрографа, получалось интересно. В какой-то момент попробовал себя в цифровом формате при помощи графического планшета. Сегодня многие его работы существуют только в таком виде.

— Я увлекаюсь 3D-графикой, здесь она не представлена, — добавил визионер. — Считаю, у нее имеется большое будущее. Преподавание — также очень важный для меня опыт. Однажды в Португалии я познакомился с директором Венской академии виженари-арта, который неожиданно для меня оценил мое творчество (я на тот момент как-то несерьезно к этому относился). Он предложил мне приехать в Вену преподавать. Для меня это был шок, честно говоря, я к этому не был готов, да и мой английский был не на том уровне. Думал: куда мне преподавать, я сам только учусь. Но директор был настойчив, и я его попросил подождать какое-то время. Через год этот человек обратился ко мне снова, зовут его Лоренс Каруана, сам он из Канады родом. В Венской академии очень много талантливых людей было воспитано, очень много талантливых учителей приглашено туда, к сожалению, из-за коронавируса она работает сейчас только в онлайн-режиме. Но я успел поехать туда и попробовать учить тому, что я умею, своей технике. Это дало большой толчок не только моим ученикам, но и мне самому. Я разложил для себя по полочкам собственную технику, глубже изучил некоторые моменты, которые нужны каждому художнику, пополнил базовые знания о перспективе, композиции. Считаю это необходимым.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.