Номер 25 (1465), 11.07.2019

УШЛА, ОСТАВШИСЬ ЛЕГЕНДОЙ

Евгения Михайловна Дембская ушла из жизни, всего полтора года не дотянув до своего столетия.

В последние годы в Театре музкомедии, где она служила с самых первых дней его создания, лелеяли мечту чествовать актрису на сцене в день ее векового юбилея. Это было бы событие громовое - и не только для города. Увы, Судьба распорядилась иначе...

Но не только возрастом славна ушедшая от нас актриса. Просто уникальное творческое долголетие при жизни превратило ее в Легенду. Актрисой же она была замечательной. Равно как и прекрасным человеком. Поразительное сочетание таланта и доброты. Трудно сказать, были ли у нее враги. Недоброжелатели, завистники наверняка были (а как же без этого в театре?), но чем старше она становилась, тем большее вызывала восхищение. За примерами мне далеко ходить не надо: сам, встречая Евгению Михайловну на улице или в транспорте, неизменно поражался тому, как она "держала спину" - по-аристократически прямо. "Настоящая Прима!" - невольно приходило в голову.


Она и была Примой. Первой "звездой" созданного в 1947 году во Львове Театра музыкальной комедии. Сыграв молодую героиню в первой постановке театра "Одиннадцать неизвестных" (ныне напрочь забытая оперетта Никиты Богословского), она на полтора десятилетия "застолбила" за собою творческое лидерство среди женской части труппы. И даже критики признали ее раз и навсегда.

"Простыми и красочными штрихами начертан режиссером образ Сильвы, - писал львовский рецензент, - и молодая способная актриса Евгения Дембская прекрасно справилась с ролью. Ее Сильва безыскусна, искренна и проста. В движениях, мизансценах, сольных и дуэтных номерах нет стереотипного опереточного наигрыша".

"Стереотипного наигрыша" и не могло быть, ибо актриса вложила в эту роль - без преувеличения - всю себя. Да так, что иногда после первого акта ей приходилось вызывать "скорую помощь".

Я как-то неосторожно спросил Евгению Михайловну, как можно было так отдаваться этой роли, не Шекспир же все-таки...

- Сильва - это не роль, - ответила актриса, - это кусок жизни, который идет от сердца. Таких переживаний, как у Сильвы, нет больше ни в одной оперетте. Я и сейчас не могу спокойно об этом вспоминать...

Биография будущей народной артистки Украины Евгении Дембской позволяет понять, ЧТО именно вложила она в СВОЮ Сильву. Вот уж действительно: кусок жизни, идущий от сердца...

Женя, появившаяся на свет, согласно официальным документам, 28 ноября 1920 года, была поздним ребенком. Отцу, Михаилу Ивановичу, прорабу на Днепровской флотилии, было сорок, матери, Анне Дмитриевне, на два года меньше. В семье уже росла старшая дочь Валентина, 1903 года рождения.

О своем киевском детстве и юности Евгения Михайловна вспоминала редко и мало, но неизменно тепло. Из ее слов можно было сделать вывод, что этот период жизни был безоблачным. Одно мешает поверить: знание того, что ее отец умер в 1922-м, и матери со старшей дочерью довелось выходить девочку в жутких условиях жизни и быта послереволюционного Киева.

Но жизнь постепенно налаживалась, Женя окончила семилетку, поступила в музыкальное училище, потом в Киевскую консерваторию, в 1937-м вышла замуж за Александра Каца, студента того же вуза, в 1938-м появилась на свет дочь Виктория, словом, жизнь текла насыщенно, пока не грянуло 22 июня 1941 года...

Эвакуироваться не удалось, да и как было отправляться в неизвестность с трехлетней дочкой и больной мамой?! После прихода немцев Женя поступила в русскоязычный театр малых форм - "Kleinkunsttheatеr". ("А что мне было делать? Надо было зарабатывать на жизнь"). Коллектив, которым руководил немецкий режиссер Ганс Телен, объединял вокалистов, танцовщиков, эстрадников, циркачей и даже спортсменов. Одним из партнеров нашей героини был Петр Масоха, любимый артист Александра Довженко, также не сумевший вовремя уехать из осажденного города.

Женя выступала в ревю, пела, танцевала, кружила головы поклонникам, а на душе было неспокойно.

"Дамокловым мечом" висела над актрисой национальная принадлежность мужа - Александра Каца. Соседи по двору регулярно строчили доносы в полицию, стремясь заполучить квартиру - с мебелью и роялем, но выручал директор театра.

В конце 1941 года актрисе сообщили, что ей следует явиться в лагерь для военнопленных. Там объявился некий Дембский, который утверждает, что является ее родственником. Первым делом Женя подумала, что ее ищет двоюродный брат, который был арестован НКВД в 1937-м, и о котором с тех пор семья не имела никаких сведений. Но, придя в лагерь, она увидела... своего мужа. Попав в плен, он назвался фамилией жены и тем самым избежал немедленной гибели.

Александра отпустили с ней, но, прежде чем попасть домой, супруги долго ходили по городу, дожидаясь темноты. Опасались соседей; те запросто могли выдать. Несколько дней Женя прятала мужа на чердаке, не показывая его даже родной дочери; трехлетняя девочка вряд ли смогла бы сохранить тайну. Но долго так продолжаться не могло, и Александр покинул Киев. Больше они друг друга не видели...

Насколько серьезной была опасность, угрожавшая ей, Женя в полной мере поняла после того, как узнала о массовых расстрелах в Бабьем Яру. Тогда в сердцах она сказала директору театра: "Вы никогда не победите, ибо уже прокляты!" Ганс Телен ничего на это не ответил. Наполовину немец, наполовину француз, он ненавидел войну и в своем театре помог физически выжить десяткам людей, включая евреев-музыкантов, хотя прекрасно понимал, чем рискует. И была еще одна причина, по которой директор "Kleinkunsttheatеr" прощал своей актрисе самые острые ее высказывания. Этой причиной была любовь.

Чувство было взаимным. Ганс не раз предлагал своей возлюбленной забрать ее ребенка и уехать с ним. Женя колебалась, но чувство долга перед мужем оказалось сильнее. Тогда она еще не знала, что Александр погиб в ноябре 1943-го при освобождении Киева.

А Ганс, когда у него в Германии родилась дочь, назвал ее Женей...

В 1945-м их театр оказался в Венгрии. Когда туда вошли советские войска, артистов "мобилизовали" для выступлений перед ними. Возвращаться в родной Киев после всего пережитого Е. Дембская не захотела. Ездила с концертной бригадой по стране, пока не оказалась во Львове. Там, во время выступлений в Клубе репатриантов, ее увидел молодой артист местной филармонии Миша Водяной. Впечатлившись ее красотой и голосом, убедил директора филармонии прийти на концерт. Вот так Евгения Дембская стала солисткой Львовской филармонии. С М. Водяным у них сложился дуэт. Вместе выступали, вместе перешли в Театр миниатюр, который в феврале 1947-го был "перепрофилирован" в Театр музыкальной комедии.

Ее роль в Театре определилась после первого же спектакля "Одиннадцать неизвестных" - Прима.

"Сильва" закрепила этот неформальный статус. Подтвердила она его и в лучшем спектакле Театра музкомедии его львовского периода - "Вольном ветре". Стелла в ее исполнении была не просто невестой Героя, но девушкой с сильным и гордым характером. Особенно впечатляла зрителей сцена расставания с Янко, которую актриса насыщала не меньшим драматизмом, нежели аналогичный эпизод в "Сильве".

Е. Дембская оставалась Примой даже тогда, когда приходилось играть откровенную (с нынешней точки зрения) чепуху.

Когда читаешь отзывы о некоторых ее ролях львовского периода, то диву даешься: как такое можно было играть?! Вот лишь несколько примеров, взятых из тогдашних газет.

О героине оперетты К. Листова "Мечтатели": "Актриса мастерски обрисовала духовный рост простой девушки, которая приехала на стройку малограмотной. При помощи коллектива Машенька стала квалифицированным мастером. Она мечтает о систематической учебе в учебном заведении, и зритель верит - она своего добьется".

О роли в оперетте А. Лепина "У голубого Дуная: "... узок и ограничен был мир Луизы. Но под влиянием... работников советской комендатуры меняется ее мировоззрение, она становится ярым пропагандистом новых идей. Е. Дембская убедительно показала, как изменялась психология ее героини, как пришла она к мысли о том, что необходимо "силой искусства - ложь побеждать".

О роли в оперетте О. Фельцмана "Чужая дочь": "Волнующий образ Наташи создала артистка Е. Дембская... Приходится только сожалеть, что по вине авторов пьесы Наташе остались лишь сугубо личные переживания. Большая творческая работа селекционера-мичуринца не показана в пьесе и спектакле".

Но даже и такие роли Евгения Михайловна не позволяла себе играть вполсилы, хотя при ее красоте и обаянии это было проще простого. Артистически она всегда была честна, всем без исключения своим героиням отдавая страсть души и талант.

- В каждый спектакль надо войти как в свою жизнь, - говорила Евгения Михайловна. - Не просто играть, а понять, прочувствовать, представить, как бы ты вела себя в такой ситуации, чтобы ты чувствовала, попав в нее. Нет роли, в которой ты можешь выйти и просто бла-бла... В каждую роль надо войти с ногами, с головой, со всем туловищем. Только тогда ты можешь искренне переживать сама и вызвать переживания у зрителей.

А уж когда попадались ей роли, где она могла проявить все свои лучшие стороны, то на сцене (и в зрительном зале) воцарялось Счастье.

Одна из таких ролей Проня Прокоповна из спектакля 1955 года "За двумя зайцами". Красавица-актриса, блистательная Сильва, Марица, Розалинда, на сей раз уже при одном своем появлении, даже до первой реплики, вызывала истерический смех в зале. При виде одного только приклеенного носика, кончиком вверх, становилось ясно, что перед нами - недалекое создание, с кругозором, ограниченным модными журналами, всеми силами, однако, стремящаяся выглядеть, как "светская дама", предел мечтаний которой - выйти замуж за "модного" мужчину. Под стать внешнему образу были и пышные, нарочито безвкусные костюмы, и изломанная пластика, и такие же интонации. Образ, созданный Е. Дембской, практически идеально отвечал авторскому замыслу, актриса имела колоссальный успех, и не случайно, говоря о своих любимых ролях, Евгения Михайловна неизменно называла две - Сильву и Проньку.

Проня была одной из первых ролей, которую актриса сыграла после того, как в конце 1953 года Театр музкомедии переехал из Львова в Одессу. Опасений было много: как примет "столица юмора" коллектив, в котором не было ни одного урожденного одессита?! Но случилось своего рода чудо: в Одессе театр не просто "прошёл", а стал любимейшим. Особенно после того, как вышла "Белая акация" - постановка оперетты И. Дунаевского, пронизанная истинно одесским колоритом.

Этот спектакль имел фантастический успех, а уж когда в 1958 году вышла его экранизация, постановку полюбила вся страна. И самый большой успех имел дуэт Ларисы и Яшки-Буксира, который блистательно вели Евгения Дембская и Михаил Водяной.

"Какая это была блестящая танцевальная пара, сколько было в игре актеров сверкающей бравурности, задиристой наблюдательности, пластической элегантности!" - так через 20 лет после премьеры писала Лилия Жукова в брошюре об истории мировой оперетты. Недаром же большинство рецензий на одесскую "Белую акацию" были проиллюстрированы фотографией М. Водяного и Е. Дембской!

В архиве театра сохранился замечательный документ - письмо "представителей тружеников Ставрополья", которые благодарят руководство Одесской области и Театр музыкальной комедии за возможность "посмотреть веселый и очень хороший спектакль "Белая акация"". И кем же особенно восхищаются сельские труженики? М. Водяным и Е. Дембской!

Увы, но этот успех остался по большому счету единственным в небогатом кинорепертуаре Е. Дембской. Был шанс его развить, когда кинорежиссер Виктор Иванов предложил ей сыграть Проню в фильме "За двума зайцами", которой он готовился снимать. Но как раз в это время во Львове тяжело заболела мать актрисы, и роль Прони стала "звездной" для Маргариты Криницыной.

Зато в родном театре она всегда имела что играть! Свыше 200 самых что ни на есть разноплановых ролей в творческом багаже народной артистки Украины Евгении Дембской.

Ей не раз предлагали перейти в Киевский Театр оперетты, суля квартиру и ведущие роли, но актриса неизменно отвечала, что нигде и никогда не найдет такой любви, которую дарят ей в Одессе. И это была правда: в Одессе ее обожали, и не было дня, чтобы прямо на улице к ней не подходили знакомые и незнакомые люди, благодарили за удовольствие от спектаклей, признавались в любви, а то и просто просили дать автограф.

Театр - устройство сложное. Мудрый драматург Евгений Шварц ироническим заметил, что управлять театром сложнее, чем государством. Тут всегда более чем достаточно обид, идущих от неудовлетворенных самолюбий. Евгению же Михайловну всегда отличала редкая доброжелательность, она никогда не встревала в театральные разборки, пропускала мимо весь негатив, крайне редко можно было увидеть ее без улыбки. Она всегда была щедра на советы и помощь, особенно тем из молодых, кому выпадало играть "ее" роли. Наверное, и это - в том числе - способствовало ее поразительному долголетию.

Евгения Михайловна Дембская была удостоена всех возможных званий и наград. Народная артистка Украины, Почетный гражданин города Одессы, кавалер ордена княгини Ольги... Но, наверное, самое важное - это то, что за 72 сезона, проведенных ею в Одесском академическом театре музыкальной комедии имени М. Водяного, она стала подлинной легендой Одессы.

Такой и осталась, уйдя в Вечность.

Александр ГАЛЯС.