Номер 34 (1427), 28.09.2018

Юлий ШАРАБАРОВ

ДО-МАЖОР КОМПОЗИТОРА
ПЕТРА СОКАЛЬСКОГО
Исторический этюд

(Окончание. Начало в № 33).

Корни неудач Петра Сокальского, а их никто и никогда не попытался проанализировать, уходят в эпоху, в которой довелось жить и творить композитору.

Тот же, кто это сделает, уже с порога поймет и оценит его оптимистическую веру в либеральные реформы нового царя - Освободителя. Сокальский полагал, что новая "метла" будет мести по-новому и вопрос о русификации национальных окраин окончательно снимут с повестки дня, а украинская опера выйдет на широкие театральные просторы империи.

Обложка партитуры оперы
Петра Сокальского "Осада Дубно".

Композитор
П. П. Сокальский.

Первые проблески послаблений, такие как открытие чувашских школ, вселяли надежду и в украинских интеллигентов. Но сбыться мечтам было не суждено. Если по отношению к прочим народам Петербург допускал небольшие поблажки, то украинцам и белорусам по-прежнему строго запрещалось иметь свой язык и культуру.

Измученная Крымской войной Малороссия справедливо ждала от царя подарка и благодарности за то, что вынесла всю тяжесть безрассудного крымского побоища на своих плечах. Но царская суровость не знала границ. Тяготы той войны Сокальский не испытал на себе, как ошибочно полагают некоторые исследователи, и на театре военных действий ему не довелось принять участие. Войну красочно и с поразительной честностью описывал его брат Николай, после встреч с ранеными солдатами в Одесском военном госпитале. Читателей "Современника" потряс рассказ матроса Антона Майстренко, родом малороссиянина, семнадцать лет проведшего на службе в Севастополе. Во время синопского дела пламя разорвавшейся пушки выжгло матросу глаза. Высокое флотское начальство посоветовало слепому Майстренко для излечения искать бабку, а безруким служивым обещало выписать "руки на пружинах" из... Англии, основного противника в той войне.

Сложно ответить на вопрос, почему Петр Сокальский, имея псевдоним "Ингулов", иногда подписывал свои статьи Н. Сокальский. Возможно, после ухода брата-редактора, часто печатавшегося под псевдо "Днестров", Петр таким образом продлевал его творческую жизнь? Путаница возникла именно по этой причине. Нога Сокальского никогда не ступала ни на севастопольские бастионы, ни на крымские поля сражений. Таких эпизодов в своей повести, посвященной жизни композитора, не вспоминала и писательница Татьяна Карышева.


Сокальский-младший считал, что Украина, понеся бесчисленные человеческие жертвы, заслужила царской милости на право иметь свой голос в общекультурном пространстве империи.

Шедевром оперу Петра Сокальского "Майская ночь" сделал не только знаменитый сюжет Николая Гоголя, но и колоритные тексты Тараса Шевченко. Отдельные отрывки из "Майской ночи" исполнялись в столице, на концертах в Одессе. Однако полностью опера также не была поставлена. Несомненно, на судьбу этого самобытного произведения повлиял циркуляр министра внутренних дел Петра Валуева.

"Космополит, маркиз в России", как его окрестила пресса за французские либеральные взгляды, решал вопрос об украинском языке не только с министерством культуры, священниками, но и с жандармами. "Никакого такого языка не было и нет, а то что есть, всего лишь польский суржик, и он не в ходу". Валуев донесение царю заключал нехитрым выводом: "И вообще, мы - один народ". Как-то быстро забыл петербургский идеолог, что прежний царь, умерший от огорчения из-за разрушенных амбиций, намеревался выселить всех украинцев на Кавказ.

Легкое перо российского оммфе комильфо, "душки" Валуева с подачи киевских "малороссов" уверенно настрочило новому самодержцу, обдумывающему свою внутреннюю политику, обоснование запрета украинства. Новый правитель тут же повелевал - издавать на украинском дозволено только произведения самого высокого стиля, но не для простолюдинов, а для высшего света. Ностальгия - вне запретов. Но... никаких воскресных школ, азбук и букварей.

"Майскую ночь" передали на рассмотрение капельмейстеру Мариинского театра Константину Лядову. Понятное дело, что опера не смогла пройти через эту "компетентную инстанцию", что стало понятно с первого взгляда. Когда Сокальский протянул Лядову своё творение, тот, не написавший в своей жизни ни одной музыкальной картинки, брезгливо покосился на клавир: "Ладно, оставьте, вечером посмотрю".

Бывшие петербургские соученики по консерватории, где Петр Сокальский, оттачивая свои практические навыки музыкального сочинительства, был вольнослушателем, еще когда тот начал писать увертюру новой оперы, тактично намекали бывшему однокашнику в своих письмах, что он рискует и что малороссийский язык, как и литература, и музыкальные произведения на нем, несмотря на все ожидания, еще не вышли из-под опалы.

Сокальского ждало разочарование - сказочная "Майская ночь" так и не смогла преодолеть столичных украинофобских настроений среди чиновников. Кантата же "Пир Петра Великого" заслужила премию столичного музыкального общества.

В полную силу опера зазвучит только в Одессе, городе с многоликой по национальному составу публикой, привыкшей уважать традиции друг друга и понимающей, что разнообразие умственной и экономической жизни города берет свое начало в национальной многомерности. Но и в Одессе премьера оперы "Майская ночь" состоится не на широкой сцене, а на одном из аматорских музыкальных вечеров, осуществленная силами местных и гастролирующих в городе музыкантов и артистов.


Эскиз декораций к 3-му действию
оперы Н. Лысенко "Тарас Бульба" -
сцена осады Дубно
(художник А. Г. Петрицкий).

Подобная участь постигла и оперу Сокальского "Осада Дубно" или "Тарас Бульба". О постановке оперы в Петербурге хлопотал композитор Николай Бороздин, автор "Песни пахаря" знакомый со всеми выдающимися композиторами, объединенными любовью к творчеству поэта-прасола Алексея Кольцова. Оперу, по понятным причинам, не пропустила цензура. Композиторы Старицкий и Лысенко приложили немало усилий для того, чтобы "Осада Дубно" обрела сценическую жизнь. Тем не менее и им, авторитетным в столице украинцам, так и не удалось дать ей ход.

"Тараса Бульбу" на оперной сцене с годами повторили в своих сочинениях более известные в музыкальном мире Петр Чайковский, Римский-Корсаков и тот же Николай Лысенко. Список композиторов, вдохновленных примером Петра Сокальского и друг друга, романтизмом сочинений на темы украинской жизни, их причудливыми коллизиями, столь ценимыми в оперном искусстве, включает в себя до десятка фамилий.

Впечатляет, что музыкальные сочинители и их родственники не стали тратить время на поиски плагиата, а восприняли заимствование тем исключительно как творческое соревнование, по достоинству оценивая удачные музыкальные и сценарные находки в творчестве друг друга.

В Одессе Сокальский стал не только ведущим музыкальным репортером, просветителем, общественным деятелем города и всего Южного края, но и выдвинулся в официально признанные украинские композиторы.

Первая попытка, предпринятая в молодости, стать одесситом оказалась для Петра Сокальского неудачной. Старший из братьев - Иван Петрович - после окончания Харьковского университета получает назначение преподавателем в Одесский Ришельевский лицей. Ивану не хватает семьи, домашнего уюта, общества братьев. С трудом ему удается уговорить отца на переезд Николая и Петра в Одессу. Решение оказалось преждевременным, для начала следовало бы подготовить места службы для младших братьев.

Пётр и Николай прибыли в Одессу. Начались бесконечные хождения по чиновничьему кругу с просьбами о назначении. Но что-то не сложилось... В итоге назначение старшим учителем истории второй одесской гимназии обескуражило молодого соискателя.

Уже в ходе преподавания Сокальский осознает свое крайне неловкое положение. Две лекции - и он приходит к выводу о том, что у него, молодого естественника, не хватает знаний для ведения курса по чуждой теме. И вновь хлопоты о приемлемой должности приводят к тому, что Сокальский получает очередное назначение - инспектора еврейских школ.

Идиш дается Сокальскому легко, так как еще в шесть лет родители отдали его в немецкую школу и спустя несколько месяцев после поступления, не имевший до этого ни малейшего представления даже о латинском алфавите, уже бойко разговаривал, удивляя всех своим четким грассирующим "эр".

Инспектируя одесские еврейские школы, а их в Одессе в ту пору было немало, Сокальский, как человек наблюдательный, убедился в талантливости здешних учеников и открыл для себя их невероятную способность к музицированию.

И снова Екатеринослав. Старший учитель естественных наук Сокальский чувствует себя как рыба в воде, преподавая детям любимые ботанику, зоологию и минералогию. Добродушие, веселый нрав, остроумие, изысканные манеры и мягкий юмор, общительность, виртуозное владение роялем открывают Петру двери в лучшие дома Екатеринослава. Дамы при виде Петра приходят в восторг, на его любительские концерты валит валом высший свет. И тем не менее общество екатеринославцев ничего, кроме разочарования, не вызывает в сердце новоиспеченного "земляка".

По свидетельству биографов композитора в те дни в дневнике Петра появляется пугающая своей обреченностью запись: "Узким показался мне их мир и неприятно сжалась душа при мысли, что, может быть, год или два придётся провести в их компании".

Петр Сокальский оставил Одессе славное и значимое детище своих трудов и хлопот - консерваторию, грандиозный финал всей его неугомонной жизни. При создании этого высшего музыкального заведения в деятельном Сокальском говорил не просто организатор и просветитель. Из одесских двориков в летние вечера лились задушевные песни детей разных народов, и творческая душа Сокальского с первых дней одесской жизни тонко почувствовала особый колорит южного города, небывалую музыкальную одаренность его жителей.

Но только через три десятка лет столичные канцеляристы разрешили Одесской консерватории иметь подтвержденный статус, в сухой бюрократической манере сообщив местным властям: "...Одесса, как третий по населению город империи, будучи к тому же центром интеллектуальной жизни юга России, а также Крыма и Кавказа, при крайне выгодных климатических условиях, которые особенно способствуют успеху вокального преподавания, имеет все права на основание в ней высшего музыкального учебного заведения".

Чиновникам не дана изящная словесность, но и через плотные тучи их канцеляризмов смогли пробиться и ласковое южное солнце, и шум морского прибоя, и мажорный лад южной красавицы.

Как часто случается в жизни, требующей подтверждения идей конкретными усилиями, одесская консерватория не возникла в одно мгновение по взмаху дирижерской палочки. Во многом Петру Сокальскому в хлопотах о консерватории помогло одно из основных дел его жизни - образование в Одессе музыкальных классов, Сокальский стал не только основателем и директором музыкальной школы, но и собственными усилиями создал Одесское музыкальное общество, при котором был организован любительский хор. И интересные лекции по истории музыки и педагогическая деятельность были бескорыстным даром полюбившемуся городу.

Вскоре курсы обрели статус музыкального училища и только затем и консерватории и исключительно потому, что деятели культуры Одессы пошли по пути, открытом интеллигенцией других городов, сделав реверанс в сторону столицы открытием отделения "Императорского российского музыкального общества", известным своим верноподданническим уставом.

Жизнь Петра Сокальского напоминает бодрый "Славянский марш". Композитор покинул этот мир, не останавливаясь ни на минуту, что называется, на бегу.

Последняя строчка в его биографии могла бы звучать так: "В последний день марта 1887 года Пётр Петрович, в приподнятом настроении, исполненный предвкушения пасхального праздника, в пальто нараспашку и с тяжелым саквояжем, набитым подарками для своих четверых детей, примчался на извозчике к дому по улице Ямской и упал на пороге парадной бездыханным".