Номер 26 (1419), 3.08.2018

Дени ЛАВАН:
"Я ХОТЕЛ БЫТЬ ТАКИМ,
КАК ЧАРЛИ ЧАПЛИН"

Звездный гость ОМКФ-2018 и популярный французский актер Дени Лаван провел творческую встречу в Фестивальном центре "Родина".

На фестивале артист представлял фильм "Ночь пожирает мир" режиссера Доминика Роше. Актер также известен своим сотрудничеством с режиссером Леосом Караксом, его даже называют альтер эго Каракса. Впрочем, на встрече месье Лаван говорил не только о Караксе...


- Актеры немого кино произвели на меня большое впечатление. Будучи ребенком, я восхищался Чарли Чаплином, чувствовал в нем детскость, беззаботность. Я пересмотрел все его фильмы, меня очень веселили его персонажи, которые могут спокойно прийти на светский прием и положить ноги соседке на колени. Когда я впервые увидел Чаплина, то сказал: "Я хочу быть, как он". Потом я понял, что для этого нужно стать актером. Я начал шутить, падать, делать разные акробатические этюды. Я пришел в кино из цирковой школы, начав с акробатики и пантомимы, и только потом стал прибегать к слову как к средству выражения. Более десяти лет назад режиссер фильма "Мистер Одиночество" Хармони Корин предложил мне сыграть двойника, который изображает Чаплина. Для меня это было ценным неожиданным предложением. Я на самом деле очень похож на Чарли и был первым, кого он выбрал. Играть нужно было на английском языке, которым я совершенно не владею, поэтому пришлось пройти небольшую стажировку. Готовясь к этой роли, я решил не пересматривать все фильмы Чаплина, полностью имитировать его, а подумать, чем же мы с ним похожи. И понял, что настолько пропитан этим персонажем, его жестами, манерами, мимикой... Мои друзья часто говорили о сходстве с Чаплином, когда я надевал шляпу, и при этом у меня были маленькие усики и рассеянность. Чарли Чаплин произвел на меня такое же впечатление, как и стихи Артюра Рембо. Актеры как дети, которые берут информацию от всего мира, от сильных личностей. Чаплин, Рембо, Высоцкий - мои духовные друзья. Вспоминаю с большой любовью одного уличного поэта по имени Жак: мы встретились в Брюсселе, он поразил меня декламацией и игрой на аккордеоне, позднее покончил жизнь самоубийством, увы. Вдохновляют меня порой даже животные, например одна собака, - кстати, она потом сошла с ума, как и многие вдохновляющие меня личности вроде Ван Гога, Нижинского, Арто, находящиеся между двумя мирами...

...У нас с Леосом Караксом особые отношения - создателя и скульптуры. Я создание творца, демиурга, думающая скульптура. Мы почти не говорим, понимая друг друга без слов. Когда началась наша работа, я не сразу начал его понимать, но есть такой вид отношений, который характеризуется обоюдным восхищением. В фильме "Святые моторы" есть эпизод, когда мой персонаж Оскар отвечает персонажу Мишеля Пикколи на вопрос: "Почему мы продолжаем работать в кино?" - "Из-за красоты жестов".

...Я больше театральный актер, а не актер кино. В театре я могу прочувствовать своего героя. Это меня очень обогащает. Я играл Достоевского, Шекспира, Беккета. К работе над "Святыми моторами" я был уже готов, и каждый персонаж был очень хорошо прописан Леосом даже в плане грима. В первых наших совместных фильмах ("Парень встречает девушку", "Дурная кровь", "Любовники с Нового моста") Леос просил меня быть самим собой, а уже в "Токио!" и "Святых моторах" моих персонажей лепили из грима и париков. Для меня это был переход от школы Станиславского к школе Брехта, отказ от личных эмоций, себя самого в пользу искусственности.

...Месье Мерд ("дерьмо" по-французски) в трилогии "Токио!" - это воплощение всех тайных фантазий и страхов многих людей. Это, конечно, монстр. Для меня было большим счастьем и удовольствием сыграть именно этого персонажа. Была идея сделать путешествие месье Мерда в Одессу и Нью-Йорк, чтобы он спонтанно вылезал из канализационных люков этих городов, но пока этот герой живет только в Париже и Токио. В нем есть и Чаплин, и мой опыт уличного актера. Это супергерой, но не Бэтмен, он просто ходит по кладбищам, ест деньги и цветы, залезает женщинам на голову. И у него есть свой язык, на котором говорит только он, - так я вернулся в детство, ведь дети тоже говорят на своем языке, которого никто не понимает. Когда меня гримировали для роли месье Мерда, то прилепили длинные ногти, и я вспомнил о персонаже комедии дель арте - Пульчинелле. У него развязная походка, но в решающий момент он может собраться.

...Не я выбираю фильмы, а фильмы выбирают меня. Кино, которое мне не по вкусу, ко мне не приходит. Для меня самое главное в выборе картины - это любознательность. Мне должно быть интересно играть роль. Мне интересно сниматься в фильмах молодых режиссеров даже бесплатно. Там я чувствую настоящее кино и творчество. Но когда ты начинаешь свою карьеру в кино с работы с Леосом Караксом, планка, конечно, очень высокая (хотя в тот момент он еще не был тем Леосом Караксом, а я - тем Дени Лаваном). Развлекательному кинематографу я не нужен.

...У меня нет методики, как готовиться к роли. Я не учился в актерской школе. Каждая роль для меня особенная, и важно найти что-то в персонаже, чтобы зацепиться и понять его. Я смотрю на глубину, слова и действия героя, чтобы осознать его эмоциональную нагрузку, как он взаимодействует с окружающими предметами. Тогда я могу понять персонажа через движение и слово. Не разделяю убеждений актеров, которым важно понять, кем был дедушка героя и так далее. В кино, конечно же, многое зависит от режиссера и его видения твоей роли. Говорят, нужно жить жизнью своего героя, но если бы я, как Алекс из "Любовников с Нового моста", вел жизнь клошара, то вряд ли смог бы сыграть эту роль, важно было сохранять долю юмора и смотреть со стороны. Очень важно, чтобы киноактер пускал в ход свое воображение. Я далек от военной службы, и роль легионера в фильме "Красивая работа" была для меня вызовом. На стажировку в Джибути не смог приехать вовремя, приехал - и понял, что ничего не умею. Старался почувствовать эту страну, ведь мой герой провел там пять лет. Чаплин же не играл Гитлера в "Великом диктаторе", он играл маску Гитлера... Я часто реагирую на движения персонажа, на позы, которые он принимает. Именно в этом я ищу правду. Важно и воображение, которое вдохновляется поэзией. Недавно мне пришлось играть в театре Беккета, и постановщик заставил меня полтора часа не двигаться: то, что я обычно выражаю своим телом, я выражал взглядом - это необыкновенно интересный опыт.

...Это был первый раз, когда я играл персонажа-зомби, тем более особенного, закрытого в лифте. В первый день съемок я был в гриме зомби, в контактных линзах, из-за которых видел все словно в тумане. Во время первой сцены я лежал в лифте, попробовал встать, мне было сложно. И тут я ощутил себя зомби... А режиссер сказал: "Не надо говорить, он мертвый, не надо слов. У зомби не может быть обычных человеческих жестов, он не станет опираться на руки, чтобы встать. Энергия этих живых мертвецов сравнима с электрическим разрядом". Я себе сказал: никакого звука, взгляд в одну точку - вот и все. Цель одна - съесть другого, атаковать кого-то и выбраться из лифта. Для меня было огромным удовольствием играть эту роль. И плюс это было несложно, не приходилось по вечерам учить диалоги. Я искал выражение лица существа, которое пытается пробраться сквозь решетку лифта. Я даже не смотрел фильмы о зомби перед тем, как сыграть, после съемок попробовал смотреть такое кино - понравилось.

...Говорить по-русски я научился в школе много лет назад. На Дягилевском фестивале в Перми я исполнял две роли в драматической оратории Артюра Онеггера "Жанна на костре" в постановке одного из самых востребованных в мире режиссеров Ромео Кастеллуччи, где мне надо было петь. Это двойная роль - директора лицея и брата Доминика. Опера была поставлена в Лионе, сперва роль брата Доминика исполнял Дени Подалидес, и совсем неожиданно ее предложили мне. Я не знал Перми, не знал дирижера Курентзиса, это была постановка с пермским оркестром, и надо было за короткий период научиться играть в этом спектакле. А для меня участие в постановке Кастеллуччи очень важно... На сцене - класс лицея, и в этом классе есть уборщик, у которого происходит какой-то таинственный кризис, и он считает себя Жанной д`Арк. Невысокого роста мужчина начинает снимать линолеум, рыть подкоп, находит меч Жанны, а в это время продолжается обычная жизнь, консьерж жалуется директору колледжа. Чтобы попытаться его вернуть в реальность, директор говорит с сумасшедшим словами брата Доминика, но это сводит в итоге его самого с ума. Это уже шизофрения, обычный человек и в то же время святой... Путешествовать благодаря кино, как сегодня здесь, в Одессе, иметь возможность посмотреть, попробовать, оценить что-то - мой способ познавать мир. Мне очень понравился одесский Привоз - я не ожидал, что там можно пробовать брынзу и фрукты перед тем, как купить. А моей супруге понравился ваш Староконный рынок - она занимается домом, продумывает каждую мелочь, и мы оба очень любим старые вещи...

Записала Виолетта СКЛЯР.