Номер 16 (1261), 30.04.2015

ВОЙНА И МУЗЫКА:
КАК ЭТО БЫЛО, КАК СОВПАЛО...

При жизни музыковед Юлий Владимирович Малышев не был обойден признанием: профессор Одесской национальной музыкальной академии имени Неждановой, заслуженный деятель искусств Украины, член Союза композиторов Украины, лауреат премии имени Лысенко, автор многих книг и сотен статей. Но самое, быть может, ценное: добрая память, которую сохранили о нем не только его ученики, но и многие из тех, кому он помогал при своей жизни - и не только по долгу службы. А среди них - немало ныне широко известных композиторов, музыкантов и теоретиков.

Музыкой Юлий увлекся, еще учась в подмосковной школе. Играл на скрипке (до сих пор в семье хранятся ноты Концерта для скрипки с оркестром Чайковского, подаренные руководством школы на выпуске отличнику Ю. Малышеву). После окончания школы решил связать свою жизнь с музыкой. Но, трезво рассудив, что имеющихся у него знаний и умений для консерватории не хватит, собирался поступать в институт имени Гнесиных. Но тут началась война... Ю. Малышев относится к поколению, чей выпускной бал совпал с началом Великой Отечественной.


Как это не покажется странным, но юношу не взяли даже в ополчение. Это потом, когда немцы вплотную подошли к Москве, брали всех без исключения, но летом сорок первого 17-летнему пареньку порекомендовали ждать своей очереди, а пока идти учиться. Он поступил в Институт философии, литературы и искусства (легендарный ИФЛИ, который славен десятками знаменитых студентов и выпускников), на искусствоведческий факультет, собираясь совмещать его с занятиями в "Гнесинке".

Но в армию его все-таки призвали, направили в военное училище, которое он окончил с отличием. И в начале 1944 года авиационный механик Юлий Малышев был откомандирован в Миргород, на авиабазу особого назначения резерва Верховного Главнокомандующего.

- Что это такое, я не знал, - признавался впоследствии Юлий Владимирович, - а когда приехал, выяснилось, что буду работать у американцев. Обслуживал их "летающие крепости" - самолеты союзников, которые вылетали из Англии, бомбили Германию, а затем прилетали в Полтаву или Миргород, где были расположены специальные базы.

Однако первое задание, которое получили новобранцы, сильно их обескуражило. Старший лейтенант из СМЕРШа поручил Юлию и его другу Владлену Грибову "считать ноги". Причем не иносказательно, а в прямом смысле слова.

Дело в том, что экипаж "летающей крепости" спускался на землю через штурманский люк. Люк находился очень высоко, и сначала показывались ноги, а уже потом вся фигура человека. Так вот ног у экипажа должно было быть 20. Но иногда прилетали 22 ноги, а улетали домой, в Англию, 20. То есть, две ноги терялись на советской территории. Вот об этом нужно было докладывать смершевцу.

В конце 1944 года авиамеханик Ю. Малышев получил задание организовать на авиабазе в Полтаве музыкальный ансамбль. Настроение в армии тогда было уже приподнятое, дело шло к победе, и начальство легко приняло несерьезное название коллектива: "Оба-на". И хотя руководитель джаз-оркестра не имел музыкального образования и делал, по его признанию, всё на ощупь, тем не менее он вполне успешно сочинял песни и делал оркестровки для своего ансамбля. Оркестр "Оба-на" так прославился, что сразу после окончания войны получил статус джаз-ансамбля ВВС Киевского военного округа, и естественно, был переведен в столицу Украины.

Состав коллектива в профессиональном плане был крепкий. Солировала Татьяна Михайлова, ставшая впоследствии преподавателем вокала, профессором Киевской консерватории. Другой певец, Костромитинов, родом из Йошкар-Олы, вернувшись в родные края, стал солистом местной филармонии. Михаил Салыжкин, конферансье и автор сатирических текстов, после демобилизации закончил Московский университет, стал доцентом, преподавал на факультете международных отношений, специализировался на изучении Румынии.

Исполняли в основном популярные песни, а также сочинения руководителя ансамбля.

О некоторых из своих первых опусов Юлий Владимирович вспоминал, по его выражению "с недоуменным удовольствием". Не зная в ту пору законов гармонии, он тем не менее умудрился создать большую композицию на темы вальсов и оперетт Иоганна Штрауса, и эта "Штраусиана" пользовалась огромным успехом у слушателей. Еще больший восторг вызывала джазовая фантазия на тему оперетты Кальмана "Баядерка". Особенно тот момент, когда трубачи и тромбонисты ансамбля вставали и пели: "Раньше дикари так танцевали...".

Однако через некоторое время вышел приказ - расформировать все "внештатные ансамбли". Старшине Ю. Малышеву предложили такой вариант: если он согласится стать комсоргом школы авиационных механиков в Киеве, тогда дадут разрешение учиться в консерватории, оставаясь на действительной службе. Естественно, он согласился и подал документы на музыковедческий факультет, хотя первоначально собирался стать композитором.

Причин изменения своих планов Юлий Владимирович назвал две.

Во-первых, сыграли роль воспоминания о кратком пребывании в ИФЛИ. Но решающим оказалось знакомство с одним абитуриентом, который на войне был фельдшером, однако привез несколько вещей, показавшихся нашему герою настолько замечательными, что он решил оставить свои притязания на композиторские лавры и заняться теоретическим осмыслением того, что сочиняют другие. В том числе и того сочинителя, который, сам того не подозревая, так повлиял на его судьбу. Ибо был им не кто иной, как Игорь Шамо, ставший впоследствии классиком украинской песни, автором официального гимна украинской столицы "Як тебе не любити, Киεве мiй!"...

Совмещать службу и учебу оказалось, однако, делом архисложным. Доходило даже до приказов об отчислении из консерватории. Но щадили: все-таки участник войны, к тому же действующий военный. А в 1950-м наконец-то демобилизовали, и по совету своего научного руководителя, доцента Марфы Павловны Крохмаль, Юлий окончил консерваторию досрочно (и сразу начал там преподавать, причем читал лекции на своем же курсе). К тому времени он уже давно не жалел о своем выборе, еще студентом выступал с лекциями в филармонии, а затем стал писать злободневные статьи в газету "Радянське мистецтво"...

На молодого музыковеда обратили внимание в партийных кругах, что повлекло за собой решительное изменение в судьбе: его пригласили на работу в аппарат Центрального Комитета Компартии Украины.

О чем мы расскажем в ближайших номерах.

Александр ГАЛЯС.

Фото Яны САМКО
и Оксаны СИТИНСКОЙ.