Номер 15 (1260), 24.04.2015

ШКОЛА НЕ ДОЛЖНА ОТБИВАТЬ
ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ

Отклик на статью И. Ищук "КАКОЙ БЫТЬ ШКОЛЕ"
(см. "Порто-франко" от 13 марта с. г.).

Какой быть школе?

Почти что риторический вопрос. Сейчас трудно встретить человека, который был бы доволен школой. Да и я не могу оставить положительный отзыв о школьных годах.


С пятого класса я наблюдала эволюцию (в обратном направлении) процесса обучения. Ученики, а также учителя, начинали относиться к учебе все более несерьезно. Пятый-шестой класс - выполнение домашних заданий, прилежная учеба. А с седьмого класса как будто все перевернулось.

Конечно, учителя скажут: "Ученики не хотят учиться!" Но надо ведь задуматься: а почему так? Безусловно, здесь играет роль и отношение к учебе самих учащихся. Но ведь формируется оно не на пустом месте.

"Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь"...

Автор этих строк (специально не называю его имена, проверьте свою память) как будто предсказал будущее нашей системы образования. Действительно, в школе мы изучаем все. Но в этом случае количество никак не означает качество. Более того, связь этих составляющих обратно пропорциональна: чем больше предметов, тем хуже уровень знания этих предметов.

Да, тут большинство скажет: "Человек должен быть всесторонне развитой личностью!" Но кому это нужно, когда толком ни в чем разобраться этот человек не может?

Школьная программа пытается сделать из обычного ученика супергения. Но те, кто составил эту программу, забыли: в сутках 24 часа. Именно 24. Не больше. Чтобы выучить весь школьный материал, нужно без перерывов сидеть и учить. (Информация проверена на авторе: я пробовала, не понравилось). То есть, у школьников попросту отбирают детство.

Наша программа слишком углубленная (хоть и утверждают, что изучаем мы ее поверхностно). Физика - полезная наука (а также интересная). Знание физики даже очень пригодится в жизни. Но в школе нужно изучать ее основы, а не углубленный курс будущего ученого, как это делают сейчас. А если ученик захочет изучать физику более подробно, то для этого есть факультативные занятия.

И так - по каждому предмету.

Думаю, со мной согласятся большинство учеников: школа отбивает желание учиться. В день много уроков, приходишь домой - горы домашнего задания. И как покорить этот Эверест знаний, когда, повторюсь, в сутках 24 часа? Иногда создается такое впечатление, что "домашку" задают для галочки: "просто чтобы было". Кроме того, каждый учитель считает, что его предмет - самый-самый. И таких предметов, как минимум, 14...

Вообще, иногда кажется, что система построена на принципе, лишь бы загрузить учащегося. Но нужно ведь понимать, что есть какие-то пределы. Те же временные ограничения в сутках.

Еще один аспект - отношение учителей и учащихся. В старших классах нам неоднократно говорили: "Зачем вы остались в 10-м классе, лучше бы пошли в ПТУ, вы же не поступите в университет..."

Это что, новшество в психологии? Мне-то казалось, что учитель должен вдохновлять, а не убеждать в неудаче... Показалось, значит...

В школе должно быть взаимное уважение и доверие. Учитель - это прежде всего пример. И вдохновитель. К счастью, у меня были учителя, общение с которыми вдохновляло. И я им за это действительно благодарна. Побольше бы таких учителей.

Но многие как-то халатно относятся к своему предмету. Уходят на уроках, оставляя учеников наедине с учебником и конспектом. Самообразованием можно и дома заниматься, школа не для этого нужна.

И не нужно никаких мегаинноваций, мудреных систем и новшеств. Просто чуточку подкорректировать систему образования и научиться взаимному уважению - тогда школу действительно будут посещать с радостью и главное - с пользой.

Оксана СИТИНСКАЯ.