Номер 49 (794), 16.12.2005

РОМАН С ОТКРЫТЫМ ФИНАЛОМ И БЕЗ ДЖОНА ФАУЛЗА...

5 ноября не стало классика английской литературы, блестящего Джона Фаулза. Вместе с ним ушла целая литературная эпоха. Фаулз стал классиком еще при жизни. Его назвали гением, назвали технической машиной продуцирования литературных идей. Фаулз и в самом деле был чрезвычайно талантливым мастером Слова. Его Логос проявил себя в романах, которые получили неслыханную огласку в мире. Теперь это уже история... В своем имении Лайм Реджис в графстве Дорсет (юго-западная часть Англии) Фаулз умер после тяжелой болезни в возрасте 79 лет.

Фаулз родился 31 марта 1926 в Ли-он-си (графство Эссекс). Учился в частной школе в Бедфорде, показал себя способным учеником и прекрасным спортсменом. Отслужив два года в морской пехоте, получил образование в Оксфордском университете, где в 1950 имел степень бакалавра гуманитарных наук по специальности "французская литература". Следующие десять лет преподавал английский язык и литературу во Франции и Греции, позже – в университетах Лондона.

Благосклонность читателей и критиков ему принес дебютный роман "Коллекционер": драматическая история девушки, которую похитил коллекционер бабочек. Этот роман был экранизирован в 1965 году. Мировую славу Фаулз получил благодаря роману "Женщина французского лейтенанта", который весьма удачно экранизировал британский кинорежиссер чешского происхождения Карел Рейш по сценарию лауреата Нобелевской премии по литературе Гарольда Пинтера. В этой ленте, которая в 1981 году имела несколько номинаций на "Оскар", главные роли исполнили славные актеры Мерил Стрип и Джереми Айронс. Роман "Женщина французского лейтенанта" посвящен обычаям викторианской эпохи. Роман стал новой вехой развития исторического романа, в котором переплетались исторические реалии и писательские фантазии, персонажи викторианской эпохи и размышления, характерные для современного человека.

Джон Фаулз – один из самых интересных английских писателей современности. Книга "Аристос" – внутренний автопортрет, показывающий читателю философскую и эстетическую концепцию Фаулза, его понимание роли художника в современном мире. Джон Фаулз писал: "Под искусством я понимаю все искусства; под художниками – творцов во всех видах искусства; под артефактами – все произведения, которыми наслаждаешься без самого художника. Термин "артефакт" я использую в традиционном значении, понимая под ним итог творческой деятельности, а не драматического или игрового конфликта". В 1974 году был опубликован сборник новелл "Башня из черного дерева", позднее появились романы "Даниел Мартин" (1977), "Мантисса" (1982), "Меггот" (1985).

Ведущим постулатом Фаулза является убеждение, что достичь свободы можно при условии раскрепощения сознания. Вершинами эстетических достижений человеческого мнения Фаулз считает "Одиссею" Гомера и "Бурю" Шекспира. Писатель ориентируется на гуманистические образцы классической литературы, но при этом легко обращается с традиционными текстами, часто использует как основу миф, помогающий воспроизвести внутреннее "я", которое владеет глубинной, генетической памятью. Миф в произведениях Фаулза интертекстуальный, то есть он базируется на предыдущих текстах, интерпретируя их абсолютно иначе.

Сталкивая в своих произведениях разные культурные эпохи, разные способы миропонимания, конструируя ситуацию так, что она становится многозначительной, Фаулз обнажает сложность человеческого характера и судьбы. Свет и тьма, сочетание высокого и низкого в душе – это те инстанции, акцентируя на которых, Фаулз открывает читателю красоту и истину жизни в зеркале прекрасного. Герой, ищущий собственное "я", редко находит гармонию внешнего и внутреннего, часто прозрение истины пугает и отталкивает.

Роман "Женщина французского лейтенанта" демонстрирует как почтение Фаулза к классической традиции викторианского романа, так и тонкую стилизацию, которая оживила эту традицию. Оставляя открытым финал, писатель дает возможность читателю самостоятельно "дописать" произведение. Ироничный парафраз стойкой эпохи с ее разнообразием, утонченностью интерпретаций позволяет Фаулзу не только дать собственный взгляд на жизнь, но и через романное пространство и хронотоп произведения влиять на духовное состояние общества, вовлекая читателя в творческий процесс создания художественного пространства.

Фаулз неоднократно отмечал: "Практика искусства не менее важна для человека, чем использование научных открытий и научное познание. Два центральных способа восприятия и осмысления бытия дополняют друг друга. Специфическая ценность искусства для человека в том, что оно ближе к реальному бытию, чем наука; в отличие от науки, оно является неподвластным относительно диктата логики и ума".

Фаулз – известный шутник и мистификатор, он любит эпатировать и провоцировать читателя, поэтому определить жанр, а тем более, рассказать сюжеты его произведений – практически невозможно. "Башня черного дерева" (в оригинале идет речь об эбоните) – произведение о смелости в искусстве и любви, о вечной, как наша жизнь, борьбе старого с новым, в которой новое не всегда побеждает. Маленькая повесть "Элидюк" – искусная стилизация под старинные кельтские легенды, которую автор приписывает известной британской поэтессе Марии Французской. Рыцарь Элидюк отправляется в путешествие, оставляя дома любимую. Во время странствий он помогает королю другой страны отбить враждебное нападение и влюбляется в его дочь.

Произведение "Загадка можно было бы назвать сугубо английским детективом с закрученным сюжетом и острой интригой, если бы не неожиданная развязка, которую кое-кто может даже считать нехваткой развязки. А коллизия вращается вокруг таинственного исчезновения образцового юриста и члена парламента Генри Филдинга.

Писатель всю жизнь имел репутацию замкнутого человека: он провел большую часть жизни в своем доме на морском побережье в Лайм Реджисе. Джон Фаулз был дважды женат, его первая жена Элизабет умерла в 1990 году. Свое последнее интервью Фаулз дал газете "Гардиан" в 2003 году. Он жаловался на то, что читатели его "преследуют". "Я знаю, что имею репутацию бессмысленного человека и не пытаюсь это отрицать, – сказал он. – Но я не такой в действительности. Частично я сам выдумал свой миф. Писателя, более или менее известного, всегда будут преследовать читатели... Они хотят его видеть, говорить с ним... И они не осознают, что очень часто это надоедает", – так он объяснял свое стремление к уединению.

Книга "Женщина французского лейтенанта", по мнению многих критиков, – наилучшее произведение Фаулза. Это одновременно экспериментальный и исторический роман, который переносит читателей в блестяще воспроизведенный викторианский мир. Но ни на минуту роман не позволяет забыть о том, что они – современные люди – отделены от того, что происходит на огромной исторической дистанцией. В промежутке между публикациями историко-экспериментальных романов вышли в свет еще два произведения Фаулза – гигантская эпопея "Даниель Мартин" (Daniel Martin, 1977) и несколько неожиданная по своей миниатюрности повесть Мантисса (Mantissa, 1982) – фантазия на тему противоборства между творцом и его музой.

В 1988 году Фаулз перенес инсульт: он страдал болезнью сердца. Вторая жена Сара была с ним до последнего дня. Фаулз в начале нового тысячелетия написал: "Главная потребность, которую испытывает сегодня художник, – это потребность выразить что-то подкрепленное особенным отпечатком индивидуального мироощущения. Поскольку ослабевала наша потребность в искусстве изобразительном, начали рождаться такие стили и течения, как абстракция, атональная музыка, дадаизм; эстетика такого рода течений предусматривала развертывание широкого поля для безошибочного раскрытия неповторимого "я". Последние годы Фаулз уже не писал: финальной работой стал сборник эссе "Кротовые норы", что вышла в 1999 году.

В 2006 году Фаулзу могло бы исполниться 80 лет...

Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ, член Национального Союза журналистов Украины.