Номер 40 (785), 14.10.2005

СПИСАННЫЙ ТРУП

Один очень сильный шахматист в своих мемуарах рассказывал (возможно, с изрядной долей преувеличения), что много лет кормил семью при помощи староиндийской защиты.

Что ж, вполне достойный способ зарабатывания денег. И, главное, вреда от этого окружающим – ну совершенно никакого.

Есть у нас другая прослойка граждан – числом поболее профессиональных шахматистов, живущая за счёт дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями.

* * *

Давние читатели нашей газеты наверное вспомнят историю о том, как ночью в пригороде Одессы столкнулись практически лоб в лоб два автомобиля, после чего разлетелись в разные стороны. Один водитель, возвращавшийся из бара, погиб на месте. Другой чудом выжил, много дней находясь между жизнью и смертью, но остался искалеченным.

На месте ДТП основную россыпь стёкол, указывающую, где произошло столкновение, отгребли метра на полтора со стороны выжившего на сторону погибшего, чтобы кардинально исказить картину случившегося, – и в схемку занесли.

Анализы, взятые у трупа, чтобы проверить, не был ли водитель пьян, выявили массу интересного, Даже то, что он, слава Богу, до последней своей жизненной минуты не болел СПИДом! Не было только самого главного – результата на наличие алкоголя. По этой части скромно записали, что не хватило, мол, исследуемой жидкости для анализа. Для резус-фактора хватило, для СПИДа хватило, а для алкоголя, ты подумай, не хватило!

В общем, ни в чём не повинный водитель, оставшийся в живых, но отказавшийся платить, оказался за решёткой...

* * *

— Когда летом министр внутренних дел Украины побывал в Одессе, то подверг острейшей критике следствие по дорожно-транспортным происшествиям, высказал убеждение, что зачастую речь идёт о коррупционных деяниях. Что сделано для того, чтобы переломить ситуацию?

Вот что ответил на этот вопрос на прошлой неделе начальник УМВД Украины в Одесской области М.И. Вершняк:

— Такая проблема действительно существует, и на неё обращали внимание Президент Украины и министр внутренних дел. Мы сделаем всё, чтобы дела по ДТП расследовались в срок и качественно, улучшаем профессиональную подготовку следователей. Провели структурную реорганизацию: подразделения, занимающееся расследованием ДТП в Одессе, теперь непосредственно подчинено областному следственному управлению.

* * *

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об отказе в возбуждении уголовного дела

г. Одесса, 19 апреля 2005 г.

Ст. следователь СО по ДТП СУ ОГУ УМВД Украины в Одесской области подполковник милиции Лобанов Е.Н., рассмотрев материалы дорожно-транспортного происшествия № 269,

УСТАНОВИЛ:

20 марта 2005 года примерно в 07 час.40 мин. В г. Одессе по ул. Сельсоветской со стороны ул. Фонтанская дорога в направлении ул. Толбухина двигался технически исправный автомобиль "Мерседес-Бенц", г/н 11 18-61 М1, под управлением водителя-владельца Романенко Е.О., который напротив дома № 8 совершил наезд на пешехода Афанасьеву Ефросинью Ивановну, 28.02.1949 года рождения, пересекавшую проезжую часть ул. Сельсоветской справа налево по ходу движения автомобиля в неустановленном для пешехода месте, после чего выехал на правый, по ходу своего движения, тротуар, где совершил наезд на забор дома № 8 и стену гаража дома № 10.

В результате данного наезда пешеход Афанасьева Е.И. получила телесные повреждения, от которых в тот же день скончалась в ГКБ-1. Согласно акту судебно-медицинского исследования № 936 от 18.04.2005 г., смерть Афанасьевой Е.И. состоит в прямой причинной связи с причинёнными ей повреждениями в виде закрытых переломов костей нижних конечностей, 2-6-го левых и правых рёбер. Непосредственной причиной смерти явился травматический шок. Характер и морфологические особенности перечисленных повреждений свидетельствуют о том, что они являются следствием воздействия тупых предметов с большой силой и не исключают возможности причинения их пострадавшей движущимся автомобилем. В момент первичного контактирования Афанасьева Е.И. находилась в вертикальном положении и была обращена к движущемуся автомобилю передне-левой поверхностью тела.

В ходе доследственной проверки установлено, что автомобиль "Мерседес-Бенц", г/н 11 18-61 М1, двигался по полосе движения своего направления со скоростью примерно 60 км час; пешеход Афанасьева Е.И. двигалась по правому тротуару, вдоль края проезжей части навстречу движения автомобиля "Мерседес-Бенц", г/н 11 18-61 М1, затем напротив дома № 8 вышла на проезжую часть, двигаясь справа налево по ходу движения автомобиля, не убедившись в отсутствии приближающегося автомобиля и в отсутствии опасности для себя, что подтверждается показаниями очевидца Хохор С.Ю.

В выводах заключения ОНИИСЭ № 3581 от 11.04.2005 г. указано, что тормозная система, рулевое управление и ходовая часть автомобиля "Мерседес-Бенц", г/н 11 18-61 М1, к моменту рассматриваемого события находились в работоспособном состоянии, обеспечивая водителю техническую возможность управления и снижения скорости без каких-либо внезапных неисправностей, влияющих на эффективность торможения и устойчивость движения транспортного средства.

В выводах заключения ОНИИСЭ № 3582 от 11.04.2005 г. указано, что на автомобиле "Мерседес-Бенц", г/н 11 18-61 М1, в передней части справа имеются пологие деформации металла капота двигателя и декоративной решётки, а также фрагменты меховой одежды, характерные для образования телом пешехода.

Согласно выводам заключения ОНИИСЭ № 4190 от 07.04.2005 г. и специалистов-автотехников по исследованию обстоятельств данного происшествия, водитель с момента возникновения опасности для движения не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода.

Таким образом, причиной данного дорожно-транспортного происшествия явились нарушения требований п.п. 4.7,4.14 а, б Правил дорожного движения пешеходом Афанасьевой Е.И., выразившиеся в том, что она переходила проезжую часть дороги в не установленном для перехода месте, внезапно выйдя на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения, что и повлекло наступившие последствия.

В действиях водителя Романенко Е.О. не усматривается нарушений требований Правил дорожного движения, следовательно в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ч.2ст. 286 УК Украины.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ст. 6 УПК Украины,

ПОСТАНОВИЛ:

1. В возбуждении уголовного дела по факту данного дорожно-транспортного происшествия – отказать, о чём сообщить заинтересованным лицам.

2. Копию постановления направить прокурору г. Одессы.

Ст. следователь СО по ДТП СУ ОГУ УМВД Украины в Одесской области подполковник милиции Е.Н. Лобанов.

* * *

У Александра Ивановича Афанасьева – это вторая трагедия, отнявшая в ДТП жизнь близкого человека. В 87-м на 10-й станции Большого Фонтана под колесами автомобиля погибла мама, а теперь на 7-й станции – жена...

Постановление как постановление. Написано опытным специалистом в серьезном звании со ссылками на столь же серьезные заключения экспертов. Сама, мол, женщина виновата.

Но не слишком ли легко отправлен человек в расход?

— Это постановление только на вид такое умное. На самом же деле оно является откровенно издевательским и беззаконным, – считает Александр Иванович Афанасьев. – Но об этом позже. А сейчас ответьте мне на вопрос: какое дело следователю, занимающемуся дорожно-транспортным происшествием, до того, хорошо ли мы жили с женой?

— Никакого дела ему быть не должно. Если бы речь шла о квартирном споре или о наследстве, тогда вопросы о вашей семейной жизни были бы уместны.

— Правильно! А следователь вместо того, чтобы нормально заниматься расследованием ДТП, мне заявил, будто есть показания тещи о том, что мы с женой уже семь лет вместе не жили!

— Извините, а на самом деле?

— У нас в законном браке были самые хорошие отношения. После заявления следователя я был вынужден справку в ЖЭУ взять о совместном проживании с женой.

Конечно, следователю очень хотелось в качестве потерпевшего, правопреемника видеть не меня, а несчастную старушку, которой далеко за восемьдесят...

И почему следователь столь благосклонен к 23-летнему водителю этого "Мерседеса" с номером милицейской серии?

(Продолжение следует.)

Борис ШТЕЙНБЕРГ.

На фото:
Автомобиль, убивший женщину.
Автомобиль, приехавший на вызов.