Номер 38 (783), 30.09.2005

К 335-летию со дня смерти Яна Амоса Коменского (1592-1670).

УЧИТЕЛЬ

28 марта в Чехии – День учителя. Это день рождения Яна Амоса Коменского.

Коменский – один из великих представителей великой научной революции XVI-XVII веков. Вместе с другими своими старшими и младшими современниками – Бэконом и Декартом, Галилеем и Коперником, Ньютоном и Лейбницем – он был одним из строителей современной научной картины мира, общества и человека, картины, сменившей в ходе жестокой борьбы с церковью религиозную трактовку мироздания.

Судьба не подарила ему (как многим другим его великим современникам) тихой жизни кабинетного ученого, отрешенно от мирской суеты размышляющего о законах и устройстве бытия. Жестокие преследования, гибель жены и малолетних детей, в тридцать шесть лет – пожизненное изгнание, многолетние скитания по чужбине. Пожары и эпидемии, неотступные заботы о руководимой им общине чешских братьев, тревоги о судьбах порабощенной родины – такова была большая часть его жизни.

И вместе с тем это была жизнь, наполненная ярким творчеством и великими открытиями, упорной борьбой и радостными победами – победами человеческого разума. Не случайно крупнейшие государственные и общественные деятели Англии и Франции, Швеции и Голландии, понимая, с каким необычным человеком они имели дело, настойчиво стремились заполучить его себе, чтобы использовать его удивительный ум и разносторонние знания на благо своих стран.

Коменский стал европейски знаменит еще в молодости – прежде всего своими педагогическими сочинениями. Молодой учитель, обладавший тонким аналитическим умом, колоссальной работоспособностью и строгой целеустремленностью, сначала в силу профессиональной необходимости переосмыслил обширную сферу современных ему различных педагогических, психологических, науковедческих и общефилософских знаний, а потом синтезировал их в единый комплекс знаний о человеке и его воспитании. Коменский при этом дал столь проницательные, глубокие и точные ответы на вопросы о природе человека, о смысле и целях его воспитания, о законах и искусстве последнего, что они далеко перешагнули границы своего времени и сегодня продолжают оставаться сокровищницей педагогической мысли, многие ценности которой до конца еще не раскрыты.

Другим направлением научных поисков Коменского стал анализ новой роли науки, переживавшей в этот период невиданный взлет. Коменский был одним из первых, кто почувствовал новое значение науки, науки об обществе в частности, не только как исследовательницы, но и как преобразовательницы мира. Именно в этом качестве он надеялся использовать науку о воспитании (и само воспитание) как инструмент изменения существующего несправедливого мироустройства.

Изменить общество можно, изменив человека. Изменить же человека может правильно поставленное воспитание. Это было ядро социальной теории Коменского, где он пытался постичь механизм развития общества и самого исторического процесса. Этой части творчества Коменского повезло меньше всего: его главный философский труд, над которым он работал последнее тридцатилетие своей жизни, не увидел света – остался в рукописи. Она была обнаружена лишь в 30-е годы прошлого века и полностью опубликована тридцать лет спустя – в канун 300-летия со дня смерти ее создателя. XX век открыл Коменского как социального философа, так же как XIX век признал его основоположником современной педагогики.

"Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, то есть материала для перемалывания, стирает сама себя и бесполезно с шумом и треском пылит, так и подвижный ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной собственной гибели".

Ян Амос Коменский.

Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.