Номер 40 (785), 14.10.2005
Один очень сильный шахматист в своих мемуарах рассказывал (возможно, с изрядной долей преувеличения), что много лет кормил семью при помощи староиндийской защиты.
Что ж, вполне достойный способ зарабатывания денег. И, главное, вреда от этого окружающим ну совершенно никакого.
Есть у нас другая прослойка граждан числом поболее профессиональных шахматистов, живущая за счёт дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями.
* * *
Давние читатели нашей газеты наверное вспомнят историю о том, как ночью в пригороде Одессы столкнулись практически лоб в лоб два автомобиля, после чего разлетелись в разные стороны. Один водитель, возвращавшийся из бара, погиб на месте. Другой чудом выжил, много дней находясь между жизнью и смертью, но остался искалеченным.
На месте ДТП основную россыпь стёкол, указывающую, где произошло столкновение, отгребли метра на полтора со стороны выжившего на сторону погибшего, чтобы кардинально исказить картину случившегося, и в схемку занесли.
Анализы, взятые у трупа, чтобы проверить, не был ли водитель пьян, выявили массу интересного, Даже то, что он, слава Богу, до последней своей жизненной минуты не болел СПИДом! Не было только самого главного результата на наличие алкоголя. По этой части скромно записали, что не хватило, мол, исследуемой жидкости для анализа. Для резус-фактора хватило, для СПИДа хватило, а для алкоголя, ты подумай, не хватило!
В общем, ни в чём не повинный водитель, оставшийся в живых, но отказавшийся платить, оказался за решёткой...
* * *
Когда летом министр внутренних дел Украины побывал в Одессе, то подверг острейшей критике следствие по дорожно-транспортным происшествиям, высказал убеждение, что зачастую речь идёт о коррупционных деяниях. Что сделано для того, чтобы переломить ситуацию?
Вот что ответил на этот вопрос на прошлой неделе начальник УМВД Украины в Одесской области М.И. Вершняк:
Такая проблема действительно существует, и на неё обращали внимание Президент Украины и министр внутренних дел. Мы сделаем всё, чтобы дела по ДТП расследовались в срок и качественно, улучшаем профессиональную подготовку следователей. Провели структурную реорганизацию: подразделения, занимающееся расследованием ДТП в Одессе, теперь непосредственно подчинено областному следственному управлению.
* * *
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об отказе в возбуждении уголовного дела
г. Одесса, 19 апреля 2005 г.
Ст. следователь СО по ДТП СУ ОГУ УМВД Украины в Одесской области подполковник милиции Лобанов Е.Н., рассмотрев материалы дорожно-транспортного происшествия № 269,
УСТАНОВИЛ:
20 марта 2005 года примерно в 07 час.40 мин. В г. Одессе по ул. Сельсоветской со стороны ул. Фонтанская дорога в направлении ул. Толбухина двигался технически исправный автомобиль "Мерседес-Бенц", г/н 11 18-61 М1, под управлением водителя-владельца Романенко Е.О., который напротив дома № 8 совершил наезд на пешехода Афанасьеву Ефросинью Ивановну, 28.02.1949 года рождения, пересекавшую проезжую часть ул. Сельсоветской справа налево по ходу движения автомобиля в неустановленном для пешехода месте, после чего выехал на правый, по ходу своего движения, тротуар, где совершил наезд на забор дома № 8 и стену гаража дома № 10.
В результате данного наезда пешеход Афанасьева Е.И. получила телесные повреждения, от которых в тот же день скончалась в ГКБ-1. Согласно акту судебно-медицинского исследования № 936 от 18.04.2005 г., смерть Афанасьевой Е.И. состоит в прямой причинной связи с причинёнными ей повреждениями в виде закрытых переломов костей нижних конечностей, 2-6-го левых и правых рёбер. Непосредственной причиной смерти явился травматический шок. Характер и морфологические особенности перечисленных повреждений свидетельствуют о том, что они являются следствием воздействия тупых предметов с большой силой и не исключают возможности причинения их пострадавшей движущимся автомобилем. В момент первичного контактирования Афанасьева Е.И. находилась в вертикальном положении и была обращена к движущемуся автомобилю передне-левой поверхностью тела.
В ходе доследственной проверки установлено, что автомобиль "Мерседес-Бенц", г/н 11 18-61 М1, двигался по полосе движения своего направления со скоростью примерно 60 км час; пешеход Афанасьева Е.И. двигалась по правому тротуару, вдоль края проезжей части навстречу движения автомобиля "Мерседес-Бенц", г/н 11 18-61 М1, затем напротив дома № 8 вышла на проезжую часть, двигаясь справа налево по ходу движения автомобиля, не убедившись в отсутствии приближающегося автомобиля и в отсутствии опасности для себя, что подтверждается показаниями очевидца Хохор С.Ю.
В выводах заключения ОНИИСЭ № 3581 от 11.04.2005 г. указано, что тормозная система, рулевое управление и ходовая часть автомобиля "Мерседес-Бенц", г/н 11 18-61 М1, к моменту рассматриваемого события находились в работоспособном состоянии, обеспечивая водителю техническую возможность управления и снижения скорости без каких-либо внезапных неисправностей, влияющих на эффективность торможения и устойчивость движения транспортного средства.
В выводах заключения ОНИИСЭ № 3582 от 11.04.2005 г. указано, что на автомобиле "Мерседес-Бенц", г/н 11 18-61 М1, в передней части справа имеются пологие деформации металла капота двигателя и декоративной решётки, а также фрагменты меховой одежды, характерные для образования телом пешехода.
Согласно выводам заключения ОНИИСЭ № 4190 от 07.04.2005 г. и специалистов-автотехников по исследованию обстоятельств данного происшествия, водитель с момента возникновения опасности для движения не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода.
Таким образом, причиной данного дорожно-транспортного происшествия явились нарушения требований п.п. 4.7,4.14 а, б Правил дорожного движения пешеходом Афанасьевой Е.И., выразившиеся в том, что она переходила проезжую часть дороги в не установленном для перехода месте, внезапно выйдя на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения, что и повлекло наступившие последствия.
В действиях водителя Романенко Е.О. не усматривается нарушений требований Правил дорожного движения, следовательно в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ч.2ст. 286 УК Украины.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ст. 6 УПК Украины,
ПОСТАНОВИЛ:
1. В возбуждении уголовного дела по факту данного дорожно-транспортного происшествия отказать, о чём сообщить заинтересованным лицам.
2. Копию постановления направить прокурору г. Одессы.
Ст. следователь СО по ДТП СУ ОГУ УМВД Украины в Одесской области подполковник милиции Е.Н. Лобанов.
* * *
У Александра Ивановича Афанасьева это вторая трагедия, отнявшая в ДТП жизнь близкого человека. В 87-м на 10-й станции Большого Фонтана под колесами автомобиля погибла мама, а теперь на 7-й станции жена...
Постановление как постановление. Написано опытным специалистом в серьезном звании со ссылками на столь же серьезные заключения экспертов. Сама, мол, женщина виновата.
Но не слишком ли легко отправлен человек в расход?
Это постановление только на вид такое умное. На самом же деле оно является откровенно издевательским и беззаконным, считает Александр Иванович Афанасьев. Но об этом позже. А сейчас ответьте мне на вопрос: какое дело следователю, занимающемуся дорожно-транспортным происшествием, до того, хорошо ли мы жили с женой?
Никакого дела ему быть не должно. Если бы речь шла о квартирном споре или о наследстве, тогда вопросы о вашей семейной жизни были бы уместны.
Правильно! А следователь вместо того, чтобы нормально заниматься расследованием ДТП, мне заявил, будто есть показания тещи о том, что мы с женой уже семь лет вместе не жили!
Извините, а на самом деле?
У нас в законном браке были самые хорошие отношения. После заявления следователя я был вынужден справку в ЖЭУ взять о совместном проживании с женой.
Конечно, следователю очень хотелось в качестве потерпевшего, правопреемника видеть не меня, а несчастную старушку, которой далеко за восемьдесят...
И почему следователь столь благосклонен к 23-летнему водителю этого "Мерседеса" с номером милицейской серии?
(Продолжение следует.)
Борис ШТЕЙНБЕРГ.
На фото:
Автомобиль, убивший женщину.
Автомобиль, приехавший на вызов.