Номер 36 (1476), 26.09.2019

НАКАЗАННЫЕ ПОХВАЛОЙ

— Молодец! Ты очень хорошо знаешь эту тему!

— Гениально решена задача!

— О, какой замечательный рисунок!

Это только несколько вариантов высказывания восторга, а в интернете можно найти еще много правил, как хвалить детей.

Мы, взрослые, любим рассыпать похвалы перед детьми при необходимости и без оной по нескольким причинам.

Во-первых, похвала помогает поверить в себя. Пусть из ребенка художник так себе, но мы искренне верим, что поощрим словом — и он будет рисовать лучше.

Во-вторых, это один из способов чувствовать значимость: высоко оценивают — значит, без меня обойтись нельзя.

В-третьих, похвала — способ заигрывания с детьми: приятные слова нравятся всем — априори нас должны полюбить...

В-четвертых, дети — это дети, они же не могут выполнить задание, как взрослые. Почему бы не относиться к ним снисходительно? Почему бы для мотивации не похвалить даже за не очень качественную работу?

Кажется, все правильно. Ребенка нужно хвалить.

Однако есть и другая сторона, а она не такая "розовая".

Кэрол Двек, известная американская психологиня (а вы уже привыкли к феминитивам?), говорит об опасности "раздутой" самооценки, которая возникает у детей из-за постоянных похвал.

На первый взгляд, вроде все хорошо. Однако захваленное поколение достигает возраста, когда нужно работать. Этому поколению трудно выполнять определенную работу без премий и наград. Но владелец предприятия не готов платить работникам, которые еще ничего не сделали. Как следствие — конфликты, увольнения, недовольство жизнью. В то же время состоятельные фирмы нанимают различных консультантов, чтобы хвалить работников. Все бы ничего, но похвала — как наркотическое вещество: чтобы постоянно испытывать удовольствие, дозу нужно каждый раз увеличивать.

Захваленные люди не воспринимают критики: всю жизнь они слышали о положительных моментах, их недостатки были мизерными (по крайней мере, такое они постоянно слышали в детстве). А тут вдруг кто-то ищет недостатки. Не иначе как завидует.

Захваленные не признают ошибок, потому что привыкли, что они талантливые, умные и просто лучшие. Хуже всего — это то, что такие люди не хотят брать на себя ответственность, потому что быть ответственным — значит принимать решения, признавать ошибки. Говорят, что сейчас в мире начинает не хватать лидеров именно по этой причине. И мы наблюдаем: желающих критиковать — море, работать — немного, а быть ответственным за других — еще меньше.

Не только родители, но и мы, учителя, наказываем детей похвалой, ведь в школе невольно создаем иллюзию, что успех — своеобразный "блицкриг", а не ежедневный труд, путь побед и поражений.

Так что вопрос: мы хвалим или все-таки наказываем?

Нужно ли хвалить детей? Обязательно.

Но похвала должна иметь основания, иначе станет губительной, и мы рискуем вырастить людей, которым ничего не нужно, потому что они и так гениальны. Поэтому важно хвалить не за результат, а за смелость взяться за что-то новое; за стойкость перед неудачами; за умение не сдаваться; за восприятие критики.

Хвалите детей осторожно и заслуженно. Они не взрослые и не всегда умеют отличить заслуженную похвалу от похвалы "на эмоциях". Да и не все взрослые могут.

Олеся КАЛИНИЧ, заслуженный учитель Украины.