Номер 31 (1375), 23.08.2017
Гастрольная афиша Одессы нашпигована антрепризными постановками. Что понятно: при низкой платежеспособности населения вывозить полноценный спектакль - с декорациями, большим количеством артистов - финансово убыточно. Антреприза же ориентирована на прибыль, и странно по этому поводу предъявлять претензии.
На этом фоне трехдневные гастроли Киевского "Молодого театра", привезшего спектакли своего текущего репертуара, вызвали особый интерес. И в первую очередь - "Коварство и любовь" по знаменитой трагедии Шиллера.
В наше время театр, замахнувшийся на классику такого масштаба и со столь успешной постановочной историей (премьера пьесы состоялась 13 апреля 1784 года, и с тех пор количество постановок не поддается учету), должен отдавать себе отчет, что современному зрителю, с его "клиповым" восприятием, следует предъявить какие-то особые аргументы, чтобы заставить с интересом и сочувствием воспринимать историю о коварных интригах, приведших к краху искренней любви между дворянином и мещанкой. С другой стороны, во все века и времена у Театра как такового имеется один, самый что ни на есть Главный аргумент - актерская игра.
И постановщик спектакля 37-летний режиссер Андрей Билоус, сам в прошлом довольно успешный актер (в частности, он сыграл главную роль в известной кинокартине Олеся Санина "Мамай"), не мудрствуя лукаво, на актеров и сделал ставку. Хотя, следует отметить, что режиссура в киевской версии "Коварства и любви" вовсе не "умирает в актере", она достаточно жесткая и четкая, но успешно решает задачу помочь исполнителям раскрыть характеры своих героев.
Делясь замыслом своей постановки, А. Билоус пишет, что "сегодня мы настолько сосредоточены на глобальных процессах в стране и мире, на политике и экономике, что у нас совсем не остается времени углубиться в себя. Как раз сосредоточиться на себе и позволяет наш спектакль - потому что он не про политику, а про другую драму - про то, как женщина добивается счастья".
Тут с режиссером хочется поспорить: как раз любви в этом жестко выстроенном зрелище и не хватает. Трудно сказать, кто в этом "виноват"; изображать любовь на сцене - задача в принципе труднорешаемая, особенно для молодого поколения актеров, выросших в наше, весьма и весьма практичное время. (Последний раз "настоящую", т. е. такую, в какую легко было поверить, любовь на сцене я видел двадцать лет назад в спектакле "Кармен" А. Жолдака - в бесподобном исполнении Анатолия Хостикоева). "Коварство" в этом спектакле явлено намного сильнее, и в первую очередь благодаря прекрасной работе Лилианы Ребрик в роли леди Мильфорд.
Эта актриса более известна как телеведущая, у этого жанра своя специфика, и потому, говоря откровенно, я ждал ее появления с некоторым скепсисом. Но очень быстро скепсис исчез; прекрасные внешние данные и отличная пластическая подготовка сочетаются у Л. Ребрик с подлинно драматическим талантом.
А если говорить о постановке в целом, то она производит впечатление серьезной и достойной работы.
С этим полностью согласна студентка театрального вуза Елизавета Орел.
"Тонко. Пронзительно. Атмосферно. Стильно, - отметила будущая актриса. - Приятно слышать чистую, чёткую, внятную и донесённую до последних рядов речь. Интересно было посмотреть на Ребрик с актёрской стороны, да ещё и в таком серьёзном материале. И она полностью оправдала ожидания! Естественно, танцевальное прошлое даёт о себе знать, и на этом построена одна из самых ярких сцен, где через пластику актриса точно передаёт внутреннее состояние своей героини. Полностью погружала в атмосферу фонограмма. Минималистическая сценография служила "в плюс". И хотя костюмы не произвели на меня особого впечатления, но по наполненности и эмоциональному воздействию, по работе режиссёра и актёров "Коварство и любовь" - спектакль, который достоин внимания и оваций".
С последним утверждением был полностью согласен зрительный зал, устроивший актерам долгую овацию.
Краткие гастроли Киевского "Молодого театра" лишний раз продемонстрировали преимущества серьезного подхода в солидном театре перед антрепризным "збiговиськом". А еще то, что мы, к сожалению, имеем очень слабое представление о современном театральном процессе Украины. И тут никто, кроме государственных структур, помочь не в состоянии: только господдержка может обеспечить более или менее полноценную гастрольную жизнь наших театров.
В полной мере это касается и одесских театров: у наших коллективов немало спектаклей, которые могут быть с успехом показаны в любом городе Украины, да и за ее пределами тоже.
Александр ГАЛЯС.