Номер 28 (1372), 4.08.2017
Восьмой Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ) стал достоянием истории. И мы завершаем цикл публикаций о наиболее примечательных событиях этого форума.
АГНЕШКА ХОЛЛАНД:
"СЕГОДНЯ БЫТЬ ВЕЛИКИМ СЛОЖНЕЕ..."
Почетный гость ОМКФ-2017, польский режиссер Агнешка Холланд не только представила свой "След зверя", но и провела встречу с участниками Летней киношколы.
Новая работа знаменитого киномастера, которая трижды была номинантом на премию "Оскар", на 67-м Берлинском кинофестивале была отмечена премией имени Альфреда Бауэра (Серебряный медведь), которая присуждается за открытие новых путей в киноискусстве и оригинальный взгляд на реальность.
"След зверя" - экранизация романа известной польской писательницы Ольги Токарчук. Как призналась пани Агнешка, этот фильм стал для нее "определенным стилистическим вызовом", даже жанр ее не поддается какой-то классификации. Однако режиссер все же дала определение своей работе: "Это анархический, феминистический фильм с элементами чёрного юмора и сказки".
Делясь своими впечатлениями о реакции зрителей на столь необычное кино, А. Холланд призналась, что всегда задается вопросом: "Сколько же людей, присутствующих в зале, разделяют мою чувственность, мою разумность, мои нравственные постулаты?"
Она считает, что если таких 30 или 40 процентов, то это нормально, ведь всем угодить невозможно, да и не нужно.
Во время встречи в Летней киношколе режиссер коснулась довольно-таки неожиданной темы. По ее мнению, сегодня быть великим режиссером намного сложнее, чем полвека назад. Тогдашние мастера кино пережили Вторую мировую войну и коммунизм. "У них была огромная история, которая сформировала их характер и видение мира. В моём и в последующем поколении было много талантливых ребят, но у них не было тем. Они маленькие буржуа, испорченные детишки. Я не считаю, что нужно обязательно пережить трагедию, чтобы сделать что-то значимое. Но иногда необходимо ощущать, что ты причастен к чему-то".
С другой стороны, сама Агнешка сделала три фильма о Холокосте, а это именно "причастие к чему-то".
"Когда я снимаю исторические фильмы, - признается киномастер, - я делаю это для того, чтобы нарисовать какое-то табло прошлого, но делаю только, когда чувствую, что это уместно. Я рассчитываю пробудить некие реальные эмоции в людях, потому что для меня самое важное - это зрители".
ВТОРОЙ ПОСЛЕ КАНН
Показ картины режиссера Сергея Лозницы "Кроткая" вызвал ажиотаж в Фестивальном центре "Родина". Что неудивительно. Этот фильм, на создание которого С. Лозницу вдохновила одноименная повесть Федора Достоевского, претендовал на "Золотую пальмовую ветвь" 70-го Каннского кинофестиваля. А показ в ОМКФ был украинской премьерой фильма. О чем сказал сам постановщик, представляя свою работу: "Это первый показ фильма на территории, жителям которой не нужно объяснять подробности - все всё понимают".
На премьере известная актриса Лия Ахеджакова выразила благодарность Сергею Лознице за то, что несколько лет она не снималась, но не потому, что не предлагали, а потому, что нечего ей было сказать.
- Я счастлива, что вдруг понадобилась моему любимому режиссеру, картины которого мы отслеживали и передавали друг другу. Это подарок судьбы! Хотя роль маленькая, но это то, что я хочу и то, на что я всегда бы согласилась, - призналась актриса.
Сопродюсер "Кроткой" Сергей Лавренюк добавил: "Очень символично, что второй официальный показ этой картины после Каннского кинофестиваля состоится в Украине. Мы в сердцах своих увезли из Канн "Золотую пальмовую ветвь". Я считаю, что со следующим фильмом Сергею нужно увезти целое дерево".
Стоит отметить, что фильм создан в сотрудничестве семи стран: Литва, Латвия, Франция, Германия, Нидерланды, Россия и Украина.
ФИЛЬМ - ЭТО КОД, КОТОРЫЙ НУЖНО РАЗГАДАТЬ
Так считает Сергей Лозница, который провел беседу на тему "Режиссура игрового кино", основываясь на опыте своего фильма "Кроткая".
С. Лозница рассказал, что "Кроткую" он задумал, еще когда снимал свою первую картину "Счастье мое". Тогда ему пришла идея сделать фильм о женской участи - как вторую часть фильма "Счастье мое". Но лишь спустя шесть лет после появления замысла он пристутил к написанию сценария.
- Почему "Кроткая"? - ответил режиссер на закономерный вопрос. - Я начал думать о фантастическом рассказе Достоевского. Если вы помните, там история ведется от первого лица человека, который остался в живых. На тот момент это было новаторство в литературе, так никто не писал, поэтому Достоевский так и назвал рассказ фантастическим.
Но я хотел создать картину, в которой все-таки героиня не бросается из окна после всех унижений. У меня было немного вариантов концовки: ее забирают в тюрьму, с ней что-то случается, она уезжает. Ни один вариант не соответствовал идее, не трогал суть. Был только один выход, такой себе старый студенческий трюк - если не знаешь, чем закончить, необходимо закончить сном. Остальное написалось само собой, ты будто разговариваешь с персонажами и просто записываешь за ними. Некая форма шизофрении, что ли, кто писал сценарии, тот поймет.
Постановщик честно признался, что не был уверен в том, что его картина состоится. "Состоится" не в том смысле, актеры сыграют, оператор снимет, режиссер смонтирует и т. п. Речь идет о творческой состоятельности, что можно понять только после просмотра монтажа первого эпизода.
- Фильм - это код, который нужно разгадать, и режиссер до конца не знает, что там закодировано.
Но при этом уже за две недели до съёмок у всех участников проекта была ясность, как и что они должны делать, какова задача той или иной сцены. И это очень важно, поскольку все, что можно сделать до съёмок, нужно сделать до них.
- Не стоит принимать никаких решений потом, - утверждает С. Лозница, - ибо потом вы рискуете что-то потерять, ведь вам еще нужно время для нюансов, для работы с тонкими вещами.
Очень важный момент съемочного периода - это постоянные контакты со всей командой, которая участвует в съемках.
- Мы каждый вечер встречались с командой и обговаривали, что сделали сегодня, что сделаем завтра, - рассказывает постановщик "Кроткой". На каждый день делался вызывной лист: кто и куда едет, когда приезжает и на какую локацию. Это дисциплинирует, так вы начинаете чувствовать время.
ЖДУТ НАС "ТИХИЕ МЫСЛИ"
И "ПРОКЛЯТЫЕ ГОРЫ"
О победителях и призерах основных конкурсов ОМКФ-2017 мы уже рассказывали в предыдущем номере. Но самые первые победители ОМКФ-2017 были названы во время закрытия Film Industry Office.
За победу в конкурсе питчингов (презентация будущих работ) боролись 11 претендентов. Все они оказались примерно одинакового уровня, потому жюри не удалось выбрать самый лучший проект. Наградили сразу два проекта: "Стоп-земля" Екатерины Горностай и "Мои мысли тихие" Антонио Лукича. Оба автора получили по 60 тысяч гривен от спонсора ОМКФ - инвестиционно-девелоперской компании UDP.
А вот в категории Work in progress победил проект режиссера Романа Бондарчука "Вулкан". Его авторы получили билеты номиналом 2000 долларов США от авиакомпании МАУ - генерального авиаперевозчика ОМКФ.
Продюсер фильма Алена Ершова рассказала, что несколько лет назад команда участвовала в питчинге с этим проектом. Она выразила надежду, что в следующем году фильм будет показан на Одесском фестивале.
Наибольшее количество претендентов на награду - 37 - было в конкурсе проектов сериалов. Выиграла работа "Проклятые горы", которую представили мастера из Хорватии Доротея Вучич и Вишна Мамич.
Доротея призналась, что для творческого коллектива этот приз имеет особое значение, поскольку в ее стране нет рынка для такого продукта.
ФЕСТИВАЛЬНАЯ МАГИЯ ТВОРИТ ЧУДЕСА
Рассказывает Мария Чумакова: "Эйдан Тёрнер, который посещает фестиваль уже третий раз подряд, обзавёлся большим количеством фанатов среди одесситов, а точнее одеситок. Когда проходила его творческая встреча, коридоры кинотеатра "Родина" были заполнены как поклонниками Тёрнера, так и людьми, которые пришли просто из любопытства посмотреть, кто же этот молодой человек, который стал главным лицом рекламной кампании фестиваля. Конечно, множество представительниц прекрасного пола томились в ожидании встречи с любимым актёром.
И после встречи поклонники не могли оставить Тёрнера без автограф-сессии, счастливчики фотографировались на память и получали автографы. Автор этой статьи не стал утруждать себя в очереди, зная, что фестивальная магия творит чудеса, и если суждено встретить даже самую яркую звезду в более спокойной обстановке, так оно и случится. И через несколько дней в самом деле произошла моя случайная встреча с Тёрнером. Я забежала на фестивальную площадь забрать билеты на вечерние фильмы, и тут на моём пути появляется Тёрнер. В немецком есть хороший глагол begegnen, который употребляется в значении совершенно случайной встречи. Это можно сказать и о встрече с Эйданом. "Звёзды" ведь тоже люди, которые покупают пиво с орешками на фудкорте, застенчиво улыбаются и поздравляют с получением диплома. Именно так и произошла встреча с известным ирландцем".
О ЧЕМ ВЕЩАЛИ КОРИФЕИ
Во время фестиваля прошло немало встреч с видными кинематографистами из разных стран, во время которых можно было услышать немало любопытного. Мы подготовили подборку интересных фраз и мыслей.
Шарль Тессон, арт-директор параллельной секции "Неделя критики" Каннского международного кинофестиваля, член жюри Национальной конкурсной программы:
"Если кинокритики нет, то жизнь самого фильма коротка. Я считаю, что кинокритики имеют большую силу. Очевидно, что они тоже создают историю кино".
"Мы получаем информацию в основном о сценариях, но я ничего не люблю читать. Я смотрю фильм, не зная режиссера и иногда даже не зная сюжет. Я не хочу ничего знать, пока не познакомлюсь с фильмом лично".
Тудор Джурджу, член Европейской киноакадемии, основатель и президент Международного кинофестиваля в Трансильвании, член жюри Международной конкурсной программы:
"Я думаю, что если хочешь заниматься кинематографом, лучше иметь некий жизненный опыт: работа в какой-то другой сфере, иное образование. Можно пожить за границей какое-то время, увидеть мир, а потом уже думать о том, чтобы снимать фильмы".
Шани Кляйн, израильская актриса:
"Если вы слышите много отказов, критики - это нормально. Просто старайтесь постоянно меняться, не стоять на месте. Советую быть более осторожными, когда вы проходите кастинги. Ведь вас могут отнести лишь к одной определённой категории. Не бойтесь иметь и высказывать своё мнение".
СОБРАЛИСЬ БИЗНЕС-ГЕРОИ
В рамках деловой программы ОМКФ прошел Investors Club - закрытое бизнес-событие.
Открыв это мероприятие, президент фестиваля Виктория Тигипко отметила, что главной его темой являются инновации, новые технологии и развитие.
Первый блок заседания был посвящен прецизионной медицине.
Ричард Баркер, экс-генеральный менеджер бизнесов компании IBM в области здравоохранения и руководитель европейской практики здравоохранения McKinsey, рассказал об уникальных разработках в области генной инженерии, развитии генетической терапии, в частности о возможности введения ее в ближайшее время для лечения таких заболеваний, как диабет. Также Р. Баркер коснулся темы альтернативных методов лечения рака влиянием на стволовые клетки. Он рассказал, что путем стимуляции стволовых клеток можно отдалить процесс старения организма и возрастные заболевания. "Все это делается для того, чтобы все мы могли в возрасте 120 лет заниматься йогой на пляже", - пошутил спикер, завершая доклад.
Второй блок программы был посвящен собственно инвестициям.
Сергей Тигипко, председатель наблюдательного совета "ТАСКОМБАНК", заявил: "Когда вы сможете сами себе сказать "я - украинский бизнесмен, я не собираюсь отсюда уезжать", только тогда вы начнете инвестировать. Я живу в Украине и буду продолжать вести бизнес именно здесь, я не обращаю внимания на обстоятельства и ищу новые рынки для развития бизнеса".
Его поддержала Елена Кошарная, со-основатель и генеральный директор Horizon Capital: "Если мы будем думать, что мы не в состоянии поднять страну, то именно так и будет. Бизнес-герои - среди нас, верим в себя, развиваем и развиваемся вместе, только в объединении наша сила!"
Подготовил Александр ГАЛЯС.
Фото для коллажа
предоставлены пресс-службой ОМКФ.