Номер 17 (1311), 13.05.2016
Девяносто лет назад в студию при новосозданной украинской Госдраме в Одессе пришел выпускник трудовой школы № 39 Женя Пономаренко. Вскоре он был зачислен в штат театра, где прослужил (с перерывом на армейскую службу) десять лет. В 1936-м Евгений Пономаренко был приглашен в главный театр Украины - Киевский имени И. Франко, где стал народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко. В конце 1980-х мне довелось беседовать с корифеем украинской сцены, и Евгений Порфирьевич с благодарностью вспоминал сезоны, проведенные в Одесском украинском театре.
- К театру я оказался причастным с малых лет, - рассказывал артист. - В Херсоне, где прошло мое детство, большой популярностью пользовались спектакли полупрофессиональной украинской драматической труппы. Родная сестра моей матери была замужем за руководителем этой труппы И. В. Бородиным, выступавшим под сценическим псевдонимом Л. Днипровский, и сама играла в театре. В Херсоне состоялся и мой сценический дебют: в мелодраме "Дорогой ценой" я играл роль мальчика.
Вскоре семья Пономаренко переехала в Одессу. Евгений учился в трудовой школе, но страсть к сцене не покидала его. Мальчик играл в любительских спектаклях, пел на школьных вечерах. Когда в 1925 году в городе открылся украинский театр, он стал постоянным его зрителем, всеми правдами и неправдами проникая на галерку, чтобы насладиться игрой И. Замычковского, Л. Мациевской, П. Нятко, Ю. Шумского. Во время одной из попыток проникнуть в театр его заметил Юрий Шумский, знавший Евгения еще по Херсону. Благодаря этому знакомству юноша получил возможность ближе познакомиться со своими кумирами, а в 1926 году поступил в драматическую студию, организованную при театре.
- Руководили студией Василий Степанович Василько и Любовь Михайловна Гаккебуш. Два года изо дня в день они отдавали нам, театральной молодежи, все свое время, умение и педагогический талант. Безграничную благодарность своим первым педагогам и светлую память о них я храню по сей день.
В пьесе Ивана Микитенко "Кадры" Евгению поручили роль беспризорного Котьки. Роль была из числа тех, что называют "самоигральными". Но начинающий актер не соблазнился возможностью использовать свою молодость и обаяние, он подошел к подготовке роли с редкой для его возраста тщательностью. Внимательно всматривался в жизнь и быт одесских беспризорников, подмечал их манеру держаться, особенности речи. С одним из беспризорников, по прозвищу Крыса, Евгений сошелся особенно близко. Новый приятель водил актера в катакомбы, где ютились беспризорники, учил исполнять "уркаганские" песенки. Одну из них актер с успехом исполнял впоследствии в спектакле.
Эта находка молодого одесского актера имела любопытное продолжение. Когда в 1930 году "Кадры" взял для постановки МХАТ-Второй, автор пьесы писал режиссеру спектакля Б. М. Сушкевичу: "Посылаю Вам также мелодию песенки Коти - записана с голоса бывшего беспризорника Крысы, который специально напевал ее для исполнителя роли, актера Одесской госдрамы. Считаю, что Вам она очень пригодится". Песенка эта действительно вошла в московский спектакль, а исполнял ее никто иной, как будущий прославленный "кукольник" Сергей Образцов, также начинавший в те годы свою сценическую деятельность.
- Котя - одна из самых памятных ролей, сыгранных мною в Одессе. Еще вспоминаются Хлестаков, Петя в "Чудесном сплаве" В. Киршона, японский юноша Китахара, французский солдат Жан Жирарден в трагедии Л. Первомайского "Неизвестные солдаты".
А об одной работе одесского периода актеру напомнил много лет спустя поэт Александр Безыменский. В поздравлении Евгению Порфирьевичу с шестидесятилетним юбилеем он написал: "Миллион "спасибо" (как говорил мой фронтовой шофер) Вам, дорогой, за образ Дунди в моем "Выстреле". 40 лет прошло, а я не забыл одесский вариант Дунди. Вариант был блестящий".
- За время работы в Одесском театре Революции я сыграл свыше пятидесяти ролей. Хорошей школой было для меня постоянное общение с такими мастерами, как И. Э. Замычковский, Л. В. Мациевская, Ю. В. Шумский, Л. М. Гаккебуш, П. М. Нятко - незабываемыми моими партнерами и старшими товарищами. Совсем недавно мы отмечали юбилей Екатерины Александровны Осмяловской, с которой мы одновременно поступили в Одесскую госдраму, а впоследствии много лет работали вместе в Киевском театре имени Франко. Как живая, стоит у меня перед глазами ее Эсмеральда в спектакле "Собор Парижской богоматери" по В. Гюго. Созданный актрисой проникновенный, согретый внутренней теплотой образ мгновенно завоевал симпатии зрителей. Помню, как поражало всех, что следом за Эсмеральдой по сцене бегала козочка и даже отзывалась на ее голос. Я сам был свидетелем, как в течение двух месяцев Екатерина Александровна изо дня в день приучала свою четвероногую партнершу к звуку своего голоса, даже к своей походке и бегу. В общении с этими удивительными мастерами и происходило мое становление как актера.
Не могу не упомянуть о своей работе на Одесской киностудии, где я сыграл в таких фильмах, как "Штурмовые ночи", "Митько Лелюк", "Кармелюк".
Летом 1936 года театр Революции гастролировал в Киеве. Как раз тогда Гнат Юра готовился к постановке шиллеровского "Дон Карлоса" в руководимом им театре имени И. Франко. Хорошо зная творческие возможности Евгения Пономаренко, И. Микитенко посоветовал режиссеру попробовать молодого одесского актера на главную роль. Проба оказалась удачной, и осенью того же года в ведущем театре Украины появился новый актер.
На сцене театра имени Франко Е. П. Пономаренко создал немало образов, вошедших в летопись украинского театрального искусства. Одну из его поздних работ мне довелось увидеть в удивительном по составу спектакле по пьесе А. Галина "Ретро". У Евгения Пономаренко, исполняющего роль старика Чмутина, в этом спектакле была едва ли не самая сложная задача. Ведь его партнершами выступали сразу три замечательные актрисы: Полина Куманченко, Нонна Копержинская и, наконец, Наталия Михайловна Ужвий, с которой Евгения Порфирьевича связывали не только творческие, но и супружеские узы.
Е. П. Пономаренко признавался, что хотел бы написать воспоминания, в которых детально можно было рассказать о своих одесских сезонах. Увы, этому намерению не суждено было осуществиться.
Александр ГАЛЯС.