Номер 15 (811), 21.04.2006

ПОДРОСТОК

События, которые сегодня происходят во Франции, где подростки по сути дела потрясают основы существующего государственного строя, выстрелы в коридорах американских школ не могут пройти и остаться незамеченными. Рано или поздно эта проблема должна была выплеснуться из чаши переполненной безразличием к судьбам той категории общества, которое вступает в большую жизнь. Может, хотя бы это заставит нас: "остановиться и оглянуться"...

ХХ век помимо двух мировых войн оставил нам в наследство не менее, если не более, тяжелую, и глобальную проблему. Вопрос на засыпку. Какие ассоциации вызывают у нас слова: "детская..." или "подростковая..."? Ну, конечно, "детская безнадзорность, недоедание, проституция" или "подростковая преступность, насилие и наркомания". Вот ведь как все повернулось.

Эти выражения уже не сходят со страниц газет и прочих разных СМИ. Оказывается, что генофонды наций и народностей сегодня находятся в состоянии обширного инфаркта. Иными словами, человечество стоит на грани вырождения. Это почище мировых войн.

Мы уже настолько привыкли к этим словосочетаниям, что пропускаем их мимо ушей. Мелькает в подсознании: "Слава Богу, не мой парнишка, не моя дочурка, авось пронесет!". Не пронесет, к сожалению.

В этом месте, по логике вещей, мне надо бы привести зловещие данные разных международных организаций о том, что столько-то миллионов, столько-то сотен тысяч детей и подростков подвержены тому-то, попали туда-то, умирают, погибают и так далее, и тому подобное...

Не буду я этого делать. У всех нас против этих цифр выработался стойкий иммунитет, а потому приводить их бесполезно. Вот когда дело коснется лично нашей семьи, то уж тогда... Но тогда уже будет поздно. И не лучше ли нам разобраться сейчас, когда этого "тогда" еще не наступило.

Сначала о градации понятий "дети, ребенок, подростки, юношество" с точки зрения лингвистов. Толковый словарь Ожегова определяет их так.

Дети. Малолетний ребенок. Мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества.

Отрок. Мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей. В женском роде – отроковица.

Подросток. Мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству (преимущественно от 12 до 16 лет).

Юношество. Переходный возраст от отрочества к зрелости.

Мой экскурс в лингвистику обусловлен, исключительно желанием понять, на каком же жизненном этапе мы допускаем промахи, которые оборачиваются угрозой человечеству и нашим конкретным семьям.

Все данные говорят о том, что это происходит на подростковом этапе в возрастном периоде 12-16 лет. Здесь направление главного удара по нашему подрастающему поколению.

В этой статье я не берусь рассматривать главные, с моей точки зрения, причины создавшегося положения. Всем известно, что они коренятся, прежде всего, в социально-экономической и политической сферах. Моя задача скромнее, но от того не менее важная.

Я хочу понять, почему общественное мнение и его прародители: искусство, философия, медицина, отдельные человеческие гении, вчистую проиграли эту битву в ХХ веке и проигрывают ее сейчас, в ХХI.

Почему общественное мнение? Из практики. Никакими законами и запретами невозможно навязать нормы морали и поведения. Сразу же срабатывает принцип "запретного плода", который, как известно "всегда слаще"...

А вот уже общественное мнение! Тут его и "на кривой козе не объедешь". Оно всегда определяло наш неписаный кодекс поведения, помимо, а иногда и вопреки, властным запретам. И носителями этого мнения были окружающие нас люди: родные дома, друзья и недруги на работе, просто незнакомые на улице.

Так почему же перестали срабатывать эти тормоза, определяющие, "что такое хорошо, а что такое плохо"? Если говорить о нас, русскоязычных, бывших советских граждан, то, конечно, в первую очередь это объясняют отсутствием веры. Об этом много говорилось.

Да, но какую-никакую, а веру за советские времена мы все-таки приобрели. Из тех же лозунгов Парижской коммуны: о свободе, равенстве и братстве или иных постулатов, зачастую позаимствованных из Библии или выработанных гениальными мыслителями человечества.

Возьмем, к примеру, принцип интернационализма. Мне, русскому по национальности, воспитаннику советской системы, и в голову не приходило, что жениться на еврейке, татарке, эскимоске – это страшный грех. Моя жена еврейка и женился я не на ее национальности, а на ЧЕЛОВЕКЕ, которого я любил, люблю, и буду любить, что подтвердило время.

А детишки репатриантов от смешанных браков, приехав в тот же Израиль, узнают от своих сверстников из ортодоксальных семей, что они "гои", т.е. "неверные", люди второго сорта со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но каждое действие рождает противодействие.

И вот уже "наши" сбиваются в стаи и начинают противодействовать. В словесных перепалках возникают "крылатые" фразы – "жиды пархатые", в настенной графике – фашистские свастики, а в силовой – синяки и шишки.

— Мы привезли с собой антисемитов! – кричит по русскоязычному радио наша репатриантка. – Надо перекрыть им пути в Израиль!

А может быть, из них делают, а в некоторых случаях уже успешно сделали антисемитов, те же ревнители иудейской веры, которые не признают и самого государства Израиль? Прямо чертовщина какая-то получается. Взрослые не разберутся, куда уже детям!

Но у тех своя правда. И обиженные, и стаи реально существуют и мало-помалу превращаются вначале в хулиганские, а затем в криминальные сообщества. Учителей на этот счет хватает. А тут еще и экономические трудности репатриантских семей, которые не в состоянии обеспечить ни достойную жизнь подростка, ни организовать его досуг, который повсеместно платный.

Судя по прессе, такая же картина или похожая на нее и в других странах, куда перебрались бывшие жители из СССР. И очень многие вспоминают добрым словом советские реалии по отношению к детям.

Как бы сегодня ни кляли советскую систему, а это стало очень модно, как бы ее ни охаивали, а то, что в этой стране делалось для детей, подростков и юношества, причем бесплатно, не делалось и не делается до сих пор ни в одной стране мира.

Глядя, как разваливается советское государство, одни с тоской, другие с нескрываемой радостью, причем с искренней, третьи со злорадством, – все забыли о детях и неминуемых последствиях. А они таковы, что впервые после гражданской войны на бывшей территории СССР – миллионы беспризорников, малолетних воров и малолетних проституток.

Да, но кроме материальных, экономических причин этого самоуничтожения нации должен же быть какой-то заслон, какой-то щит из моральных принципов и заповедей, при элементарном соблюдении которых, подростки должны расти людьми. Где, наконец, это общественное мнение и кто его главный носитель?

Ну, конечно, в первую очередь искусство и его главные форпосты – кино, музыка и литература. Вот в такой очередности. По степени популярности, хотя и обидно. За литературу, конечно.

Но кино, было, есть и остается самым важнейшим из искусств. Надеюсь, помните эту фразу "великого учителя и вождя". А так оно и есть. Только у меня возникает иногда такое чувство, что в России уже нет ВГИКА и ГИТИСА, его преподаватели все разом ушли на пенсию или переселились в мир иной.

Иначе как можно объяснить ту беспомощную халтуру, которую называют телесериалами, а еще живые, до 120 им лет, как говорят в Израиле, режиссеры, Михалков и Говорухин, которые в состоянии делать кино мирового уровня, погрязли в междуведомственных и политических разборках.

Можно было бы на этом и не останавливаться, но кино – это мощнейшая форма пропаганды и смотрят его подростки этой самой 12-16-летней категории каждый день, после чего уже переходят в педагогическую и милицейскую категорию "трудных". Верят же, что герои нашего времени – бандиты, банкиры и путаны.

Верят и стараются походить на них.

Но, учитывая беспомощность российского кино, которая видна даже подросткам, больше смотрят кино мировых лидеров, американцев. Смотрим и мы в дальнем зарубежье, к глубокому сожалению.

Технический уровень голливудского кино – непревзойденный, а что касается отрицательного влияния на формирование молодых душ, то оно вне всякой конкуренции.

Я наблюдал траурный митинг в Америке в память погибших 11 сентября. Люди плакали и искренне скорбели. Плакали вместе со всеми и деятели Голливуда, стоящие отдельной группой. Только слезы эти были крокодиловы. Именно Голливуд к этому варварскому акту приложил – и хорошо приложил – свою руку.

В разное время до этих трагических событий я просмотрел немало боевиков, где в деталях описывалась вся технология подобных преступлений, а один из таких фильмов просто предварил все то, что случилось 11 сентября.

И это не было предупреждением. Это был техминимум для террористов, которым они эффективно и воспользовались.

То же самое происходит с подростковым кино. По сути, его попросту нет. Милейшие фильмы: "Один дома" или "Бетховен" – фильмы-одиночки в море лент насилия и зла. И потом они все-таки предназначены для аудитории 10-12-лет, где еще не так остро стоят вопросы преступности, насилия и наркомании.

Но если все-таки на экраны прорываются фильмы с героями-старшеклассниками 14-16 годов, то проблемы, которыми их наделяют голливудские авторы, сводятся исключительно к сексу, разборкам между молодежными бандами или продаже наркотиков. Американские киноподростки обречены жить в этом, придуманном для них дядями из Голливуда, мире, а реальные подростки, зрители – подражать этим "героям".

А может, пора уже о чем-то "старомодном", ну, к примеру, о романтике первой и светлой любви, о подростковых приключениях, о мечтах, которые сбываются на примерах великих и не совсем великих граждан той же Америки и мира, о дружбе подростков разных рас и народов. Не борьбе за эту дружбу, а о ней самой, как о свершившемся факте.

И это будет правдой, поскольку в реальной, а не придуманной голливудскими сценаристами жизни, эти факты имеют место быть. И это будет заслоном той мерзости, которая растлевает неокрепшие подростковые души, а главное – открытием для многих ребят, что и такая жизнь существует и, можно, а главное, нужно, жить по человеческим, но не по звериным законам.

(Окончание следует.)

Борис НИКИТЕНКО.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.