Номер 11 (1451), 28.03.2019
Осенью 2018 года в Художественный музей обратился выдающийся коллекционер украинского искусства Тарас Максимюк с предложением передать музею своё собрание украиники.
Оно состоит из нескольких коллекций, среди которых произведения таких мастеров, как Михаил Жук, Амвросий Ждаха, уникальное собрание связанной с Одессой Шевченкианы (произведения живописи, графики, скульптуры, керамики, печатные материалы и т. д.), персональный фонд украинского общественного деятеля Евгения Чичкаленко, коллекция украинских изданий, начиная с 1834 года, почтовых иллюстрированных открыток Одессы и Украины и другие художественные произведения и печатные материалы.
Как признали в Художественном музее, за всю историю тут не получали предложений подобной значимости - как по количеству единиц хранения, так и по полноте и объему предлагаемых коллекций. Включение этого собрания в музейный фонд может существенно изменить представление широкой общественности об истории украинского искусства в Одесской области, дать толчок новым исследованиям, увеличит культурный вес и туристическую привлекательность нашего города.
Основной значимой преградой для передачи собрания является катастрофическая нехватка музейных площадей. Музей был открыт 120 лет назад. Тогда его коллекция насчитывала 700 экспонатов. Сегодня их более 10000, а экспозиционные площади не увеличились ни на один квадратный метр. Нехватка экспозиционных площадей, площадей для фондохранилищ, научной и реставрационной работы, для проведения образовательных мероприятий ощущалась уже в конце 1980-х. Сейчас ситуация вообще стала критической.
Обогащение собрания музея коллекцией Тараса Максимюка влечет за собой необходимость создания отдельного центра украиники как структурного подразделения музея. С этой задачей музей не в состоянии справиться без доброй воли и помощи областного совета и областной государственной администрации.
Появление отдельного культурного центра украиники позволило бы музею, помимо прочего, достойно представить имеющуюся в фондах коллекцию текстиля, украинской иконы и народной картины, коллекцию работ Марии Примаченко, изделия из фарфора и фаянса, которые из-за нехватки выставочных помещений представлены скупо и недостаточно. Кроме того, появление центра позволило бы организовать фондохранилище для новых поступлений, которые сегодня ограничены из-за нехватки площадей.
А. Т.