Номер 11 (1305), 25.03.2016
Наличие в Соглашении об Ассоциации с ЕС пункта о квотах на экспорт некоторых видов продукции часто становится предметом спекуляций. Квотирование преподносится как ограничение украинского экспорта в страны Европейского Союза. Но что же на самом деле означают квоты?
Первое. Прежде, перед тем, как Соглашение об Ассоциации вступило в силу, украинские экспортеры в ЕС должны были платить пошлину уже с первой экспортируемой тонны. Теперь же они могут осуществлять беспошлинный экспорт своей продукции, но до определенного предела, установленного квотой. То есть, несмотря на то, что квота устанавливает определенные границы для определенных товаров, она на самом деле открывает для них рынок ЕС, а не вводит дополнительные ограничения.
Кроме того, тарифное квотирование не предусматривает никаких ограничений относительно общего количества экспортируемых продуктов. Ведь экспорт, который превысил квоту, никем не запрещается: просто за него нужно платить пошлину. Это и стало причиной того, что в 2015 году Украина экспортировала определенные продукты (мед, сок, обработанные помидоры) в объемах, превышающих объемы квот.
Второе. Для большинства из 36 категорий продуктов, которые подпадают под действие квот, пока эти квоты еще не покрыты. В силу того, что украинская продукция пока не отвечает многим санитарным и фитосанитарным стандартам, так что украинские компании не могут пока экспортировать эту продукцию в ЕС. Поэтому вместо того, чтобы обвинять Евросоюз и просить о введении дополнительных квот, украинским компаниям стоит лоббировать в правительстве применения той части Соглашения о свободной торговле, которая касается санитарных и фитосанитарных норм.
Третье. Квоты касаются только сельскохозяйственного экспорта. Но режим свободной торговли открывает рынок для ВСЕХ потенциальных экспортеров из Украины в ЕС. От этого должны получить пользу сотни украинских производителей, которые уже осуществляют свой экспорт в Евросоюз или могут это делать в ближайшее время.
Конечно, Украина является мощной сельскохозяйственной страной, однако ее потенциал значительно шире, чем аграрный сектор. Уже в 2014 году экспорт сельхозпродукции в ЕС составил лишь 28,7 % от общего украинского экспорта в Евросоюз.
Четвертое. Существует убеждение, что Украина открывает свои рынки, в то время как ЕС этого не делает. На самом деле происходит обратное. С учетом времени, необходимого для адаптации украинских производителей к росту конкуренции с ЕС, зона свободной торговли сделана асимметричной. И эта асимметрия - в пользу украинских производителей. Евросоюз открывает свои рынки гораздо быстрее, чем Украина - свой. На самом деле, большинство украинских товаров могут продаваться беспошлинным образом на рынке ЕС с апреля 2014 года, когда Евросоюз решил ускорить вступление в силу Соглашения об Ассоциации и односторонне открыл свой рынок. В свою очередь, уменьшение тарифов с украинской стороны является постепенным и может длиться до десяти лет.
Пятое. Зона свободной торговли охватывает не только вопросы торговли сельскохозяйственной продукцией. Соглашение об Ассоциации с ЕС предусматривает осуществление реформ в ряде сфер украинской экономики, которые касаются, в частности, правил конкуренции, государственных закупок, интеллектуальной собственности, услуг, финансового сектора и тому подобное. Внедрение этих правил улучшит конкурентоспособность украинского бизнеса (большого и малого) и поощрит иностранные инвестиции. Для реализации реформ нужны время и политическая воля, ведь изменения не произойдут неожиданно. Однако они являются для Украины реальным фактором, который изменит правила игры.
Подготовлено по информации
Представительства Европейского Союза
в Украине.