Номер 01 (1490), 16.01.2020
"Порто-франко" подводит итоги: пять наиболее запомнившихся культурных событий 2019 года в Одессе, на наш взгляд, связаны прежде всего с яркими личностями. О перипетиях культурной жизни нашего города мы стараемся в течение года писать как можно больше, не пропуская достойные внимания события, дебюты, гастроли, визиты и, само собой, скандалы.
Под номером первым "Фестивалем года" назовем Десятый международный Одесский кинофестиваль, и даже не за хорошие фильмы, которых в программе было достаточно, а за приезд звезды мирового кино Катрин Денев. Браво, шармант Катрин! И за прошлые шедевры, и за нынешние (звезда представляла на ОМКФ фильм Андре Тешине "Прощание с ночью", в котором исполнила главную роль), и за красоту, элегантность, улыбки, интеллигентность и тактичность в ответ на самые дурацкие вопросы журналистов! Присутствие такой личности освящает фестиваль в целом и придает ему шарм, не тускнеющий с годами.
На второй позиции в нашем рейтинге "Скандал года" — отстранение от должности директора Художественного музея известного художника Александра Ройтбурда под надуманными предлогами. Будем надеяться, конфликт между областным советом и творцом уже разрешился, и в 2020 году Александр Анатольевич без помехи продолжит приносить пользу музею, устраивать резонансные выставки и привлекать меценатов. А если некоторые сотрудники-интриганы будут продолжать совать палки в колеса, то лучше им, как говорит классик, самим "без скандалу удалиться"!
Третий номер, "Премьера года" — опера Джузеппе Верди "Травиата" в Одесском Национальном академическом театре оперы и балета. Главный режиссер ОНАТОБ Евгений Лавренчук впустил на сцену стихию воздуха, мощные новые приборы, создающие потоки ветра перемен. "Травиата" была задумана композитором без явных постановочных эффектов, авторы одесского спектакля решили ими воспользоваться, в чем заслуга известного сценографа Ефима Руаха. Атмосферу парижского бомонда дополнили мизансцены с танцами на пилоне, групповыми фотографиями и породистыми борзыми, которыми владеет богатая куртизанка Виолетта, жертвующая роскошным образом жизни ради любви. Музыкальную часть взял на себя главный дирижер Одесской оперы Вячеслав Чернухо-Волич. Поскольку на премьеру пригласили множество критиков как молодых, так и опытных, спектакль получил необыкновенный резонанс, правда, однообразный, абсолютно все отметили, что "солист Роман Страхов слишком молод для партии Жермона", при этом отмечая его прекрасный вокал. А как же оперная условность? Когда солистки слишком возрастные для партии пятнадцатилетней гейши в "Мадам Баттерфляй", это же никого не смущает? Новую "Травиату" еще предстоит оценить по достоинству, однако уже сейчас о ней говорят в Италии и Франции.
Четвертое событие — "Выставка года". На наш взгляд, это работающая в Музее западного и восточного искусства (Пушкинская, 9) до 27 января 2020 года экспозиция графики Андрея Макаревича. В подземном выставочном пространстве музея Ragtime 2.0 популярнейший музыкант постсоветского пространства, лидер группы "Машина времени" показывает изумительной красоты и вкуса работы в технике акварели, гуаши, офорта и шелкографии. Талантливый человек талантлив во всем!
Завершает нашу пятерку "Книга года" — лауреат определился буквально в последние дни декабря. Хоть сборник рассказов "Проза парижской жизни" и не издан в Одессе, первую презентацию его автор, Елена Якубсфельд, провела именно во Всемирном клубе одесситов. Потому что одесские воспоминания ее даже в Париже не отпускают...
"Ах, как в Одессе подавали кофе! В Пассаже подавали "Бристоль" в крохотных чашечках, с заиндевевшими стопочками ледяной воды и шоколадками. На Екатерининской — с деревянным резным ящичком, в котором блистали похожие на самоцветы крупные кристаллы сахара: розовые, золотистые и цвета белых ночей. На Преображенской юный бармен, краснея и запинаясь, объяснял мне, что их кофе, который "хозяин" привозит бог весть откуда, познал все перипетии, выпавшие на его долю во время путешествия по пищеварительному тракту обезьян из джунглей Амазонки, поэтому у окончательного продукта такой вкус. Мягкий. А кофе на Греческой, который выносили вместе с ларчиком, где, краснея и стесняясь, лежал счет...".
В прошлом Елена вместе со своей сестрой-близняшкой Яной пела в коллективе Яна Табачника, затем был создан дуэт "Сестры Таль", а сейчас наступило время забот о семье (у Лены трое детей) и написания книг. Следующие презентации состоятся в Париже и Хьюстоне, а средства от продажи "Прозы парижской жизни" автор передает благотворительному фонду "Корпорация монстров" в Одессе, с которым сотрудничает постоянно. Браво, Лена!
Надеемся, в 2020 году блестящие артисты, художники, музыканты и писатели не обойдут своим вниманием Одессу, а за рубежом одесские достижения будут, что называется, на слуху. Для этого достаточно оснований!
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО, Оксаны СОЛОПОВОЙ, Юрия ЛИТВИНЕНКО и Александра СИНЕЛЬНИКОВА.