Номер 06 (1495), 20.02.2020

БЛАГОЗВУЧИЕ "КОНСОНАНСОВ"

Для музыкантов название новой выставки, открывшейся в галерее Литературного музея, не содержит интриги. "Консонансы" — синоним благозвучия, именно так, благозвучно сливаются в этом дуэте голоса друзей-художников, преподавателей знаменитого "худграфа" Дмитрия Величко и Анны Носенко. Друзья работают в одной мастерской, но впервые открыли выставку "на двоих", до этого участвовали вместе и порознь во многих групповых проектах, проводили "персоналки".


— "Созвучие" беспредметного искусства и изобразительного искусства происходит благодаря общим для обоих художников принципам формотворчества: абстрагирование от случайного и лишнего, отказ от несущественного и поиск выразительной формы, где воплощается побег от материальности и обыденности к преображенному миру образов и идей, — произнес на вернисаже куратор выставки, заслуженный художник Украины Сергей Савченко. — Творчество Дмитрия Величко и Анны Носенко основывается на богатой основе традиций Одесской художественной школы, а также классического и авангардного европейского и мирового искусства. Оставаясь в диалоговой зоне с предшественниками, современные одесские художники работают в области авторского эксперимента с выразительностью формы и образа. Художники утверждают абсолютную ценность творчества, благодаря которой можно приблизиться к гармонии и вечным образам, заложенным априори в природе и в человеке. В такой возвышенности воплощается романтичность мировосприятия. Линии, полосы и цветные пятна стали основными действующими лицами в изобразительном пространстве серии абстрактных живописных композиций Дмитрия Величко. Формы идеальной геометрии — знаки индивидуального художественного пространства композиций художника — придают произведениям архетипическое универсальное содержание, открытое для зрительской интерпретации. Пейзажные мотивы, изменчивые по своей сути, становятся поводом для создания обобщенных декоративных художественных образов живописных полотен Анны Носенко. Впечатления от конкретных объектов, трансформированные внутренним возвышенным чувством, художница вовлекает в экспрессивные декоративные композиции, основанные на принципах гармонии пропорций, пластики, ритмики. Ведущую роль в живописных консонансах Дмитрия Величко и Анны Носенко играет чистый, яркий цвет, который становится то уплотненной концентрированной эмоцией, то выразительной формой воплощения света. Выразительность колорита разных по напряжению чувств полотен варьируется от тончайших нюансов до мак симальных контрастов. Диапазон эмоциональных экспрессий передает разнообразная живописная поверхность.

— Спасибо всем зрителям за то, что разделили с нами это время и пространство, — сказала Анна Носенко. — Теперь мы хотим, чтобы вы поделились с нами своими эмоциями.

— Общая мастерская не мешает нам писать каждому свои картины, — отметил Дмитрий Величко. — А наш куратор нас постоянно поддерживал, консультировал и понимал, мы сразу же согласились на его предложение устроить совместную выставку.

— Традиции южнорусской живописной школы позволяют одесситам выделяться на общем фоне, но все же диктуют некий герметизм, — дополнил свое выступление Сергей Савченко. — Украинский контекст довольно насыщенный, в нем проявляются все современные европейские течения — не говорю о "контемпорари арт", это особое сообщество со своими законами и задачами. Киев, Львов, Закарпатье, Харьков сегодня очень ярко себя проявляют, к Одессе это тоже относится. Ценно, когда художник старается сотрудничать прежде всего с собой, чтобы сохранить свои вкусовые рецепторы. Идея этой выставки — показать личности, обладающие высоким профессиональным уровнем и привносящим определенный радикализм в свое творчество. Удачный дуэт! Дмитрию Величко присущ лаконизм, Анне Носенко — экспрессия цветовых решений. Их поиски переплетаются, хотя у каждого из них свой путь в искусстве.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.