Номер 34 (1427), 28.09.2018

"МАЯКИ ДУШИ" ЯНЫ САМКО

Автор нашей газеты Яна Самко, студентка факультета журналистики Юракадемии, устроила выставку своих фоторабот под названием "Маяки души".

Выставка проходила на родине автора, в Новокаховской картинной галерее, которая носит имя народного художника Украины Альбина Гавдзинского. (Стоит отметить своего рода перекличку времен и локаций: жизнь и творчество Почетного гражданина города Новая Каховка А. Гавдзинского самым тесным образом связаны с Одессой, где он прожил большую часть жизни).

Необычность этой выставки заключается в том, что Яна Самко работает в жанре так называемого "безликого портрета"; зритель не видит лиц героев фотографий. Мы не могли пройти мимо этого события, ведь Яна еще с первого курса печатается в нашем издании.


- Что побудило тебя заняться фотографией?

- На этот вопрос мне самой сложно найти ответ. Порой кажется, что фотография всегда была неотъемлемой частью меня. С детских путешествий я непременно привозила фотопленку, но большинство кадров из которой составляли местные пейзажи.

Это сейчас, с появлением интернета и цифровой аппаратуры, никого уже не удивить фотографией браслета, забытого кем-то в роднике или мыльного пузыря на фоне облаков. А тогда... Это было искусством, моим маленьким, но искусством.

Шло время, и коллекция фотокарточек с изображением архитектуры и природы стали пополняться еще и фотографиями людей. Такие, знаете ли, первые неумелые шаги ребенка, но сколько же счастья приносили они мне!

Именно фотография стало причиной моего поступления на факультет журналистики. Она стала той ключевой частью, которая соединила все желанное в будущей профессии. В университете я и познакомилась с известным одесским фотомастером Олегом Владимирским, который на занятиях не только раскрывал секреты фотоискусства, но и показывал всю роскошь и силу мира фотографии.

С того момента прошло четыре года. За это время я испробовала много жанров, локаций и способов обработки фото. Но при этом фотографирование всегда оставалось в рамках работы, учебы или личной жизни. Хотелось большего... Поэтому, когда я узнала, что нужно найти уникальную тему для дипломной работы, то сомнений не было.

Мне не хотелось создавать обычный фотожурнал из числа тех, которые пылятся на витринах киосков. К тому же, сотрудничая с одесскими СМИ, я постоянно слышала о фотостандартах, которые порой способны кардинально изменить информацию. Так родилась идея проекта "Фото вне рамок", целью которого было продемонстрировать существование фотографии без правил съемки или обработки. Такие снимки лишены манипуляционного содержания и позволяют аудитории самим воспринять смысл изображенного.

"Маяки души" как раз и демонстрируют портреты не по существующим правилам. Эта серия фотографий изображает людей, лица которых спрятаны или отвернуты от объектива фотокамеры.

- А какой в этом смысл?

- Тем самым у зрителя формируется личное осознание увиденного, так как он не имеет возможности прочитать, что происходит на фото по мимике того, кого снимают.

- Откуда возник такой подход?

- Достоверно неизвестно, кто именно ввел моду на съемку "безликих портретов". Но новый жанр сразу же стал использоваться многими фотографами-любителями. Благодаря фотоциклам так называемых "безликих людей" миру стали известны такие имена, как Пэтти Майер, Крис Озер и Александр Бордеро. При этом авторы подходят к жанру абсолютно по-разному. Так, Пэтти Майер снимает женские фигуры вполоборота, лица которых спрятаны за длинными волосами. Бывший джазовый музыкант Крис Озер фотографирует людей спиной к камере на фоне многокомпонентных городских или лаконичных природных локаций. А в работах Александра Бордеро безликие портреты подаются в виде теней, частично залитых пятнами белой краски.

Можно еще долго рассказывать про фотоцикл "Маяки души"... Но лучше я приведу аннотацию, да и сами фотоснимки.


"Писатели любят говорить, что их книгу лучше всего понимают те, кто умеет читать между строк. Да, именно вот эти пробелы между ровными рядами букв. Подобные словесные вольности привыкли прощать творческим личностям. Но данное выражение уже давно перешло в разные виды искусства и заняло там свое законное место.

Фотография не стала исключением.

Мы привыкли к портретным съемкам, где фигура человека проявляется в своей полной красоте. Разнообразие образов или повседневность - выбор за вами. Главное в таком формате - вы и камера. Именно она фиксирует в кадрах все стороны вашей души.

Но если убрать с фотокарточки буквы и оставить пустые строчки? Сможете ли вы прочитать личность не по языку лица, а по языку тела.

Серия фотографий "Безликие портреты" дает возможность заглянуть за рамки стандартного просмотра фото и нарушить главное требование портрета - "лицо и взгляд".

Из отзывов о выставке

"Молодая девушка-журналистка Яна Самко только начинает свой путь, но уже довольно твёрдо ступает по нему. Фото, которые можно увидеть на выставке, о жизни и про жизнь, про повседневные заботы, переживания, хобби простых молодых людей. Выставка "живая", фото - живые, интересные задумки, непривычные ракурсы и неприевшиеся цветовые решения. Я получила эстетическое наслаждение от этих работ. Валентина Кравец".

"Весьма необычно, но удивительно красиво. Я не ожидала, что мне так понравится. Автору желаю новых творческих достижений! Любовь Ветрова".

"От выставки в восхищении, фото заставляют думать, сопереживать, грустить, радоваться. Если будут ещё выставки, обязательно приду. Тамара Белеконь".

"Выставка заставляет заглянуть в собственную душу. Что-то лучше понять о времени. Эти фото призывают любить жизнь, себя в этой жизни. Оксана Маценко".

"Есть фотографы, которые фотографируют красоту людей, а есть, которые фотографируют эмоции. Эта выставка об эмоциях - и чужих, и своих. Очень впечатляет. Надя Конопацька".

"Посетил выставку молодого фотографа Яны Самко. Смело. Начало положено, а дальше - снимать, снимать и еще раз снимать. Александр Шайко".

Подготовил Александр ГАЛЯС.